Поверья и обряды в Уржумском уезде Вятской губернии

уржум до революции Вятка

Выдержки из книги этнографа Василия Константиновича Магницкого «Поверья и обряды (запуки) в Уржумском уезде Вятской губернии» (Вятка, 1883 год).

Только два комментария:

  1. Автор книги ставит диалектизмы в кавычки («дира» — дыра, «сарапать» — царапать);
  2. Автор поясняет, что обряды и поверья, которые им собраны в книге — это по преимуществу обряды и поверья русского населения Уржумского уезда.

Уржум

Домохозяйство в Уржумском уезде

«15. Средством истребления клопов и блох служат зубья от борон. С зубьями поступают так: выходят с зубом вслед за уходящим из дому попом (священником) и  бросают ему вслед со словами: «Куда поп, туда и клоп!»

Ожившие покойники

«260. Случится, — оживет покойник по принесении его в церковь, — причт должен «убить» ожившего и схоронить, если же оживший успеет из деревни скрыться, то за упуск его изведется весь причт, по другим — помрет подряд 12 священников. Об этом мне довелось подслушать в Уржуме следующий рассказ: «Причт убивает оживающих покойников ломом, хранящимся для того в церкви, за печкой; конец у лома в крови. Убийство совершается так. Застав покойника ожившим, причт заставляет его помолиться Богу, а когда оживший, перекрестившись, поклонится, -ударяет его спрятанным ломом в загорбок.

Зная такую участь, ожившие покойники стараются из церкви скрыться, прежде чем будет обнаружено исчезновение их из гроба. В свою очередь церковные сторожа, чтобы предупредить побег, по входе в церковь первыми раскрывают гроб и капают покойнику в лицо воском  от зажженной свечи для убеждения, не ожил ли он.

В том случае, когда побег совершится, причт отпевает пустой гроб и провожает его на кладбище, как бы в нем был покойник». Для большей убедительности слушателей рассказчица сообщала им случай с черемисином, бывшим хорошо известным её покойной матери. «Черемисин тот, — продолжала рассказчица, — вылезши из гроба, закрыл его крышкой, а сам в ожидании прихода кого-либо в церковь, для побега встал у двери. Прибежавши домой, он забрался на печку и притаился там. В это время семейные его продолжали готовить для поминок блины. Когда затем блины были поданы на стол, покойник с печи неожиданно попросил: «Дайте и мне блина!» (Хохот слушателей). После этого черемисин прожил еще годов 20″.

Собаки и кошки

«328. Собака, успевшая стащить в доме просвиру и съесть, как только заблаговестят к обедне — начинает выть.
335. Кошатники (закупатели кошек), убивая кошек ударом головой об сани, приговаривают: «Не я бью — хозяин!» Если этого не сказать, то кошки на том свете будут «сарапать» кошатникам глаза.»

Мышь и кошка

«368. Мышь создал дьявол. Создал ее бес нарочно, чтобы она портила хлеб. Когда бес это сделал, то Бог скорее создал кошку.
371. Во время потопа в Ноевом ковчеге мышь, как дьявольское создание, прогрызла «диру», а кошка, поймав ее, поспешила заткнуть диру своим хвостом.»

Осина

377. Осина — дерево проклятое, потому что, когда однажды Иисус Христос захотел «ести», а хлеба у него не случилось, и Он «содрал от осины» кору, чтобы напитаться ей, то она показалась Ему нестерпимо горькой; за это он и проклял ее: «Трясись ты вечно и бесконечно!» с тех пор листья у осины и трясутся постоянно.»

Заговоры, ворожба и гадание

«437. Для отмщения врагу горожане ходят в церковь, покупают свечу, отыскивают икону Касьяна Немилостивого, стоящую обыкновенно лицом  к стене, оборачивают ее, затепляют перед ней с нижнего конца купленную свечку и потом просят отслужить перед иконой молебен. После этого враг не проживет и полгода.

450. …Одна поповна вызвалась перед подругами принести из церкви понадобившуюся для гаданья книгу. Отца поповны дома не было, поэтому она, взяв ключи от церкви, беспрепятственно отперла ее и вошла. При выходе из церкви ей встретился человек в саване, поповна предположила, что это вздумал подшутить кто-нибудь из подруг, и, сорвав с привидения саван, вместе с книгой принесла подругам и сказала: «Вот вам и ваш саван!» Подруги начали уверять поповну, что они и не думали ее пугать. И действительно в полночь явился к поповне человек и говорит: «Отдай мой саван!» С этим требованием привидение являлось к поповне несколько ночей, — до тех пор, пока о посещениях его не узнал отец. Этот последний, чтобы избавить дочь от привидения, взял крест, икону и повел дочь в церковь. Как только они вошли, поповна, указав отцу на уголь, сказала: «вот он где!» И тотчас же сама исчезла…»

Завороженные предметы

«462.Косточка-невидимка. В полночь на святках сварить в бане в котле живую черную кошку так, чтобы кости ее разварились, — потом сесть перед зеркалом — всё в ту же полночь — и вынимать из котла разварившиеся кости одна по одной, кладя в зубы, причем — смотреться в зеркало — та кость, из-за которой себя в зеркало не будет видно — и будет «косточка-невидимка». Чтобы во время отыскивания этой косточки не задушил нечистый, на голову нужно одеть горшок. С отысканной косточкой-невидимкой приходите куда угодно — вас никто не увидит».

Источник: Родная Вятка краеведческий портал

Читайте также: Пять причин посетить Уржум / Уржумский р-он

Поделиться в:
Все свои - информационный портал Кировской области

Сейчас смотрят:

Популярное сегодня: