Была ли Вятская губерния отсталой провинцией Российской империи

Была ли Вятская губерния отсталой провинцией Российской империи

До сих пор этот миф распространен среди поклонников советского прошлого, которым очень удобно изображать Вятскую губернию отсталой провинцией царской России, с неграмотным лапотным населением и вместе с тем показать, какое невиданное развитие Кировская область получила при коммунистах. Также удобно этим козырять при вопросе о переименовании города: Вятка — была дыра, место ссылки, где ничего не было, а в Кирове появилось все!

Но ТАК ЛИ ЭТО БЫЛО? И, возможно, опровергнуть этот миф поможет «Энциклопедия земли Вятской. Том История».

1. Аграрный регион. Начало 20 века стало самым урожайным временем в Вятской губернии. В 1900 году из губернии было вывезено хлеба более чем 700 тысяч пудов! Столыпинская аграрная реформа, развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации машин в деревне, внедрение в сельское хозяйство дали новый толчок развитию сельского хозяйства. Не случайно 1911-1917 гг. стали самыми урожайными в Вятской губернии. Урожайность здесь вместо прежних сам-2 и сам-3 стала достигать сам-4. Увеличились товарность сельскохозяйственной продукции и вывоз ее на экспорт. К концу 1917 года у вятских крестьян был избыток зерна в размере 9,5 млн. пудов! Таким образом, у Вятской губернии был большой потенциал обеспечивать хлебом не только себя, но и полстраны (в случае голода), вывозить хлеб на экспорт, а также обеспечивать хлебом действующую армию.

2. Промышленность. В восточной части губернии, в Слободском, Глазовском и Сарапульском уездах, находились крупнейшие металлургические и металлообрабатывающие заводы – Ижевский, Воткинский, Омутнинский, Песковский, Кирсинский и Холуницкие. Ижевский завод кроме обработки стали очень хорошего качества также славился выделкой оружия. За 80 лет судостроения на Воткинском заводе было построено более 400 речных и морских судов. Также на нем изготовлялись паровозы, конструкции железнодорожных мостов.

Всего к 1913 году в Вятской губернии насчитывалось 804 крупных и средних промышленных предприятий, в основном небольших, с числом рабочих от двух до ста. Из них предприятий фабрично-заводской промышленности насчитывалось в 1900 году до 150, а к 1913 году выросло до 225. Пять городов губернии к началу Первой мировой войны можно было бы уже назвать торгово-промышленными центрами. Таким образом уже имелись задатки для создания больших заводов и в других местах губернии (без партии большевиков). Примером этого был завод в селе Рожки Малмыжского уезда. Судя по архивным делам ЦГАКО такие попытки уже намечались на 1916-1917 годы…

Большую роль в экономике губернии играли также лесное хозяйство, деревообработка и различные промыслы. В конце 19 века в губернии насчитывалось свыше 160 тысяч кустарей, производивших продукции на 16 миллионов рублей в год. Кстати, в годы Первой Мировой войны много кустарей сотрудничало с Военно-Промышленным Комитетом, поставляя свою продукцию на фронт.

3. Торговля. Издревле вятчане торговали с Москвой, Архангельском, Пермью, Вологдой, Казанью, Нижним Новгородом и Астраханью. В первую очередь туда вывозилось на продажу продукция своего хозяйства и ремесла – хлеб, сало, лен, кожа, пушнина, мед, воск, лес, смола, кули, мочало, рогожи, но главным предметом вывоза являлся хлеб за границу через Архангельский порт. Непосредственно перед революцией лидировали по вывозу сельскохозяйственной продукции Елабужский, Сарапульский и Глазовский уезды. Например, в 1909 году из Елабужского уезда было вывезено сельскохозяйственной продукции 2 485 273 пуда, из Сарапульского – 1 788 000 пудов, из Глазовского – 1 266 822 пуда. В 1915 году из Глазовского уезда было вывезено продуктов свыше 2 миллионов пудов – ржи, ячменя, гречи, овса, мяса, холста, льна и т.п. Кроме сельскохозяйственной продукции, вятчане на вывоз поставляли и много предметов своего ремесла – вино, кожи, меха, железо, сталь, чугун, чугунное литье, дары леса (дерево, деготь, смола, мочало) и многое другое.

В начале 20 века в губернии насчитывалось свыше 600 ярмарок и торжков, из которых самая крупнейшая ярмарка была Алексеевская в Котельниче, проходившая с 1 по 23 марта, с оборотом свыше 2 миллионов рублей. Со второй половины 19 века в вятских городах и селах бурно развивалась лавочная и магазинная торговля, немало изменявшая их облик. Если в конце 19 века в губернии насчитывалось 16422 торговых заведения (из них 2321 в уездных центрах), то к 1915 году их число выросло до 21241 с общим оборотом на 124 миллиона рублей. Появились и целые Торговые дома, принадлежавшие именитым купеческим семьям.

Из всего этого можно сделать выводы, что в «глухой» Вятской губернии вовсю бурлила экономическая и деловая жизнь, развивалась внешняя и внутренняя торговля. Существовали и свои банки.

4. Транспорт. Пароходное сообщение было сосредоточено в руках нескольких крупных торговых контор – Булычева, Якимова, Стахеева и Небогатикова, которым принадлежали как грузовые, так и пассажирские пароходы, совершавшие рейсы до Казани и дальше по Волге, а также до Москвы, Нижнего Новгорода, Перми, Уфы и западного Приуралья. На 1913 год в Вятской губернии насчитывалось 95 товарных, пассажирских и буксирных судов. Наибольшее число судов принадлежало Вятско-Волжскому пароходству (совестное предприятие купцов Т.Ф.Булычева, Я.Ф.Тырышкина и наследников И.В.Александрова) – 42 парохода, 104 барки и баркаса; из них непосредственно Булычеву принадлежало примерно 19 пароходов. Торговый дом Стахеева из Елабуги обладал 16 пароходами, 65 баржами и танкерами. Также 15 пароходов принадлежало Воткинскому заводу. Торговые дома Якимова (Вятка) и Небогатикова (Нолинск) имели по 5-6 пароходов. Пароходовладельцы обустраивали пристани и затоны на Вятке и Каме; в начале 20 века в пределах губернии на Вятке было 30 затонов, а на Каме – 25.

Также в губернии насчитывалось 10 почтовых и 21 коммерческий тракт (хотя в распутицу они были не в лучшем состоянии).

В 1899 году проложена Пермь-Котласская, а в 1906 году Северная (до Питера) железные дороги. До 1917 года планировалось соединить железной дорогой и южную часть губернии, связать Вятку с Яранском, Уржумом и Казанью, а также со Слободским, но смута 1917 года и последовавшая затем разруха и Гражданская война прервали эти планы. Успели только соединить Вятские Поляны с Казанью.

В 1910-е годы в крупнейших городах губернии – Вятке и Сарапуле появились первые, частные автомобили и в этих же городах, как наиболее электрофицированных, решался вопрос о проведении трамвайных линий в обоих городах, но из-за большевисткой революции и гражданской войны он так и не был претворен в жизнь.

Таким образом от Российской губернии ВГ не была оторвана ни коим образом, имея пароходное и железнодорожное сообщение.

5. Связь. К началу Февральской революции 1917 года крупнейшие населенные пункты губернии были связаны с губернским центром телеграфом, а сама Вятка имела сообщение со столицей. В самой Вятке в 1917 году насчитывалось более 2 тысяч абонентов телефонной связи.

Поэтому и в этом плане Вятскую губернию нельзя было назвать глухой провинцией, куда бы новости доходили через месяц…

6. Культура. В начале 20 века впервые в вятскую глубинку проникает и культура, которую прежде можно было увидеть только в уездной Вятке – появляются библиотеки (частные и земские), театры (в основном любительские), частные кинотеатры, учреждаются «общества трезвости». Общества трезвости» в целях борьбы с пьянством развивали в свою очередь культуру в уездах – учреждали чайные, ставили спектакли, приглашали лекторов с показом «туманных картин». Накануне 1917 года библиотеки были в каждом уездном городе и в каждом крупном уездном селе. К 1917 году своим кинотеатром (а иногда и не одним) обзавелся почти каждый уездный город. До 1917 года в ВГ выходило больше десятка своих газет, в 1917 году их число удвоилось: свою газету начал выпускать каждый уезд и некоторые партии и учреждения. Поэтому культура пришла в вятскую деревню и без большевиков…

7. Образование. На 1890 год в Вятской губернии было 888 начальных училищ. В 1915 году число начальных народных училищ в губернии достигло 2660, количество учеников — 167452 . Вятская губерния занимала первое место по количеству школ в Казанском учебном округе. Кроме начального образования, существовала также система среднего образования — гимназии и реальные училища, а также были высшие учебные заведения — учительские семинарии, сельскохозяйственное училище, бактериологический институт, Учительский институт в Вятке. На 1912 и 1917 годы намечался проект по введению всеобщего начального образования, но постоянно откладывался и был позднее реализован большевиками.

8. Демография. За начало 20 века в ВГ произошел настоящий демографический взрыв. Если на 1910 год население губернии составляло 3747 000, то к 1917 году оно подошло к 4 млн. Самыми густонаселенными уездами были Сарапульский (467000 человек), Яранский (459000 человек) и Глазовский (438000 человек). Кроме 12 городов в губернии на 1905 год было 26589 сел и деревень. Самыми большими городами были Вятка и Сарапул – с населением более 20 тысяч человек. К началу Первой Мировой войны их стал «догонять» Глазов, получивший большое развитие после прокладки через него Пермь-Котласской железной дороги; в 1913 году его население составляло 10 тысяч жителей. Из рабочих поселков самым большим являлся Ижевский завод, население которого уже в конце 19 века превышало 38 тысяч жителей, а к 1917 году достигло и 70000 – больше, чем в самой губернской Вятке. Кроме Ижевского завода, в губернии насчитывалось еще пять крупных заводских поселков с населением более трех тысяч человек.

Таким образом, за 13-15 лет предреволюционных лет Вятская губерния получила большое экономическое и культурное развитие. Это была уже не отсталая провинция Российской империи, как прежде, а быстро развивающийся регион, с большим демографическим и экономическим ростом, имеющий большие перспективы в будущем. К сожалению, Первая Мировая война, начавшаяся в 1914 году, тяжело отразилась на внутренней жизни Вятской губернии, в первую очередь на сельском хозяйстве, хотя ее сельскохозяйственный и промышленный подъем продолжались и дальше.

Источник

Читайте также:
История присоединения Вятской земли к единому Русскому государству

Полное или частичное цитирование материалов сайта, возможно только с гиперссылкой. Мнение редакции может не совпадать с мнениями и комментариях пользователей. Редакция не несёт ответственности за текст комментариев читателей.

Яндекс.Метрика

© Газета "Все свои" | 2011-2019 | 18+
top