Первое упоминание о Троицком соборе города Уржума – 1694 год, в поминальной книге «Синодик Уржумского Троицкого собора», тогда церковь писалась «соборною», правда есть версия, что еще раньше на его месте стояла деревянная Николаевская церковь, позднее ставшая приделом собора. Здесь же упоминается первый иконописец живший в городе.
В 1770 году известный путешественник капитан Н. П. Рычков писал, что «в Уржуме три каменные церкви», в том числе каменный Свято-Троицкий собор. Есть они на плане города 1785 года – там видно, что он стоял несколько левее современного и ближе к реке. В 1798 году, когда Уржумское духовное правление вошло в состав Вятской епархии, о соборной Троицкой церкви сообщалось: «церковь каменная, с колокольницею с приделом святого Николая». В приходе ее насчитывалось 233 двора, в 1810 году – 219.
История Свято-Троицкого собора
В 1811 году старый собор решено было разобрать, из-за трещины, образовавшейся в стене. В одном из документов того времени сообщается: «…Старый собор разобрать и с колокольнею до нижнего этажа, в нижнем же этаже средний пролет закласть и сделать в нем теплую палатку, а сверху покрысть крышею, дабы по времени сей этаж был обращен в жилище причетников по прочей бедности». Однако на планах 1835 и 1845 годов эти строения не показаны.
26 марта 1889 года
Консистория дала разрешение, и 12 декабря 1889 года ею было поручено составить проект собора Вятскому архитектору В.М. Дружинину (хотя есть версия, что его привлек сам Бердинский). Уже в конце 1889 года архитектор В.М. Дружинин прислал в город Уржум на суд прихожан эскиз проекта нового собора. Чертеж торжественного собора в русско-византийском стиле покорил сердца горожан, и они поручили ему «написать большой план каменного собора, согласно черновому проекту с увеличением ширины собора до 15 сажень, вместо проектируемых 12 саженей 2 аршина, и длины до 17 саженей, вместо проектируемых 13 саженей 2 аршина». При этом в письме Дружинину купец Бердинский писал: «…чтобы Вы при расширении плана не обращали внимание на существующие лавки в ограде собора, которые будут сломаны, когда это нужно будет при постройке нового собора».
В январе 1890 года Дружинин представил набело составленный проект по прежнему эскизу и пояснительную записку в строительное отделение губернского правления, которое одобрило его 27 июня 1890 года за № 6616. За составление проекта Бердинский уплатил В.М. Дружинину 100 рублей (по похожему проекту им был построен храм в Санкт – Петербурге). После этого проект был отправлен на утверждение Духовной Консистории. Она долго не давала согласия, ссылаясь на то, что при соборе имелась слишком незначительная сумма для строительства, и потребовала создания строительного комитета для наблюдения за производством строительства и расходом денежных сумм и материалов.
На общем собрании всего прихода такой комитет был избран, а его старостой – именитый купец Сергей Иванович Стародубцев. Он доставил в город Вятку по требованию Консистории засвидетельствованный нотариусом договор с подрядчиком на строительные работы, и в декабре 1893 года ею было выдано разрешение на строительство за № 14118. После этого началось строительство нового здания Троицкого собора, которое прекрасно сохранилось до наших дней.
Вся планировка Свято – Троицкого собора глубоко символична. Сам он выполнен в виде креста и абсолютно симметричен. Центральный купол – символ Иисуса Христа, а 4 башни по бокам – символы 4-х евангелистов, смотрящих в стороны горизонта. При взгляде на собор сверху можно заметить, что он представляет собой круг – символ вечности.
К концу 1899 года строительство собора было закончено, и для проверки качества стройки 8 октября 1899 года из города Вятки прибыл губернский инженер Г.Е. Яголковский, давший такую оценку: «Все работы выполнены не только хорошо, но и с мастерством лучшего качества».
В 1900 году был устроен внутренний вид собора. Известно, что одним из иконописцев, расписывавших собор, был прадед известной уржумской поэтессы Марии Чебышевой – Михаил Криницин.