Первый автомобиль на Вятке появился 16 февраля 1906 г. Привез его известный любитель всевозможных диковинок купец и благотворитель Кузьма Игнатьевич Лаптев.
Купец проехал на автомобиле по заснеженным улицам. Толпам любопытных мальчишек и зевак не было предела. Однако встретили горожане «самодвижущуюся диковинку» чрезвычайно настороженно, ибо машина пугала непривычных к ней лошадей с покрикивающими на них кучерами.
Не обошлось в тот день без непредвиденного курьеза, описанного в «Вятской жизни»: «на вятских узких улицах, да еще занесенных снегом, является большая опасность от катания на автомобилях, так как здешние лошади совсем непривычны встречаться с такими колымагами, об этом говорит печальный случай, происшедший с тем же Лаптевым.
Нужно заметить, что его «колымага» во время хода чрезвычайно шумит и трещит (очевидно, какое-нибудь старье), отчего встречные лошади бесятся и, кидаясь в сторону, опрокидывают сани и увечат седоков.
На Московской улице, против части, г. Лаптев встретился с лошадью, на которой ехали две дамы. Лошадь, испугавшись, кинулась в сторону. В ту же сторону почему-то повернулась и колымага; это еще более испугало лошадь, и она, опрокинув сани, понеслась, при этом, конечно, вылетели обе дамы, и кучер долго волокся на вожжах. К счастью, выпавшие вследствие сугробов, отделались только незначительными ушибами и испугом».
В первые же дни премьеры вятского автомобиля обыватели неоднократно заявляли куда следует о том, что так неожиданно появившаяся машина пугает лошадей как городских извозчиков, так и приезжих крестьян. Несмотря на недовольство многочисленных свидетелей, 1 марта 1906 г. автомобиль, следуя по Николаевской улице (ныне – ул. Ленина), вновь распугал лошадей ломовых извозчиков, тянувших бочки с рыбой. Эпизод закончился тем, что незатейливые бедолаги рванули сразу в сторону на тротуары, раскатив по снегу злополучные бочки. Между тем лаптевский автомобиль окрестили в народе «адской машиной».
Читайте также:
Первый пароход на Вятке