На дворе кризис, а Россия бьет рекорды в продаже элитных машин.
У итальянских автопроизводителей праздник: за первое полугодие 2017 года продажи Ламборгини в мире выросли на 9%. Причем в России, переживающей тяжелейший экономический кризис, увеличение спроса на элитные спортивные автомобили перекрыло мировое до 22%. Хотя наш авторынок в целом за то же первое полугодие упал на 14%.
Это новость выглядит как диагноз.
Ламборгини — не просто роскошь. Это признак, что жизнь удалась, — и даже в чем-то вызов обществу (особенно если учесть качество российских дорог). Цена самой «бюджетной» машины в России начинается от 10 млн. рублей. Такая покупка по карману только олигархам и нуворишам, которые не знают счета деньгам.
Поэтому сенсационный рост продаж спорткаров служит иллюстрацией нарастающего во время кризиса социального расслоения, на которое правительство взирает с олимпийским спокойствием.
Сверхбогатое меньшинство становится все богаче и балует себя все более дорогими игрушками, а десятки миллионов россиян беднеют.
Социальное расслоение достигло критического уровня, причем именно неимущие люди служат питательной средой для приумножения олигархических капиталов.
Чтобы выжить, люди вынуждены обращаться к расплодившимся ростовщикам: рост микрозаймов «до зарплаты» за первые три месяца этого года составил 23%. Социально-экономическая политика правительства обрекает население на режим жесточайшей экономии. Рекордное снижение доходов в 2015 году обрушило физическое потребление непродовольственных товаров на 20%, а продовольственных — на 4,2%. Граждане вынуждены покупать не еду, а калории, отдавая предпочтение дешевым продуктам и заменителям, порой опасным для здоровья.
Овощи (кроме картофеля), фрукты и рыба уступили место хлебу, картошке и молочным продуктам. Эксперты прогнозируют, что в перспективе возможен дальнейший сдвиг потребительских предпочтений в сторону круп, муки, масла, сезонных овощей и сахара.