Быт и нравы жителей города Уржума конца 19 века

Быт и нравы жителей города Уржума конца 19 века Вятка

В 1882 году по просьбе Вятского статистического комитета уржумские священники собрали сведения о быте и нравах жителях Уржума, отдельно по каждому приходу. Получилась довольно интересная картина …Священники описали все честно, без прикрас, и получилось не очень лестное описание городских жителей. Итак, по приходу Свято-Троицкого собора его священник Павел Свечников сообщал:

«Прихожане, живущие в городе довольно мягкого характера, вежливы, но многие скуповаты, довольно религиозны, расположены к обучению детей, но ремесленников мало, а занимаются или торговлею или земледелием, а некоторые письмоводством … Деревенские же прихожане очень грубого характера, склонны к лести и лицемерию. Одеваются многие чистенько, строятся не обширно, но довольно аккуратно … В домашнем быту живут просто и аккуратно, пищу едят самую простую. При свадьбах и праздничных пирушках даже бедные для гостей готовят приличный стол, любят угощать чаем и водкой. Большими семействами живут мало, лишь только помирают родители, все братья идут в раздел. К занятию ремеслами нет усердия, но более склонны к земледелию. К церкви немногие усердны, молодые люди очень редко ходят к богослужениям, а также на исповедь и ко святому Причастию. Обучать детей грамоте многие желают, но в городское училище затрудняются отдавать, а более обучают дома у неопытных и малограмотных учителей. К пьянству многие склонны, пьют не только на пирушках, но и в базарные дни, редкие из мужчин уезжают из города, не выпивши, впрочем особенно преступлений незаметно, кроме воровства и оно случается не часто. К бедным мало сострадательны, нищих в приходе немного, не более 100 человек, все здоровые – стараются пропитываться своими трудами. Большая часть придерживается обыкновенных народных примет и суеверий … В летнее время устраивают хороводы и играют в горелки, а зимой на святках игрища …».

По приходу Воскресенской церкви его священники писали:

«Городские прихожане много отличаются от деревенских жителей, но и последние начинают во многом подражать городским жителям. Купцы и мещане городские мало имеют полезных занятий. Торговлей занимаются немногие, а более хлебопашеством и отчасти скотоводством. Накашивают сена на лугах реки Вятки и Уржумки довольное количество и усердно водятся за скотом. Лошадей и рогатого скота любят держать крупной породы. На левом берегу р. Вятки есть казенные леса, в которых охотятся на волков, зайцев, белок и даже на медведей. Но число охотников не велико….Горожане любят прогуливаться по Малмыжскому тракту до каменной часовни на Белой речке…».

По приходу Казанско-Богородицкой церкви говорилось:

«Прихожане характера большею частью грубого, в домашнем быту без изысканности просты, в экономическом состоянии не роскошны, в семейной жизни скромны, в отношении церкви усердны, имеют наклонность к пьянству, от преступлений воздерживаются, больным, бедным, нищим помогают».

Как видим из этих трех описаний, выходит один общий портрет уржумского прихожанина тех лет, одинаковый для всех приходов: он грубоват, в быту скромен и прост, никогда не прочь выпить, но в тоже время трудолюбив и религиозен до суеверности; большинство прихожан вело сельский образ жизни.

Источник

Читайте также:
Павел Гнилорыбов снял фильм о Уржуме

Поделиться в:
Все свои - информационный портал Кировской области

Сейчас смотрят:

Популярное сегодня: