В четверг Страстной недели во всех православных храмах вспоминают важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, когда Иисус Христос установил таинство причастия (евхаристии, что в переводе с греческого означает «благодарение»). Это ключевой день церковного года, в который всех верующих призывают утром прийти в храм и «причаститься Крови и Тела Христовых», а вечером выслушать чтение двенадцати отрывков из Евангелия, рассказывающих о последних часах земной жизни Христа. Нужно ли в этот день красить пасхальные яйца, печь куличи и зачем патриархи моют ноги простым священникам — в этом материале.
Чистый четверг
Евангелие от Матфея описывает, как во время трапезы Иисус взял хлеб, благословил его и, преломив, раздал ученикам со словами: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». А затем подал апостолам чашу с вином и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Прошло почти две тысячи лет, но каждый год даже не очень церковные люди в Великий четверг идут в храм, чтобы исполнить этот завет Христа.
После утренней литургии в церкви вспоминают еще один момент Тайной вечери: перед праздничной трапезой Христос, уподобившись слуге, вымыл ноги сначала апостолу Петру, а затем и всем остальным своим ученикам.
В некоторых протестантских общинах вплоть до XX века считалось, что, не повторив Его поступок перед евхаристией, человек теряет спасение.
В Иерусалиме на площади перед храмом Гроба Господня патриарх по традиции омоет ноги 12 монахам. А патриарх Московский и всея Руси совершит этот удивительный чин в храме Христа Спасителя в Москве.
Вечером вспоминают уже события Страстной пятницы — самого скорбного дня церковного года. В храмах совершается служба «двенадцати Евангелий» — на ней читают 12 отрывков из четырех новозаветных текстов, описывающих последние часы земной жизни Христа: как Его схватили, судили, били и распяли. Вспоминают и Его последнюю беседу с учениками в Гефсиманском саду, и «моление о чаше», когда Он просил Отца Небесного избавить Его от «этой чаши» страданий, и казнь на Голгофе, и погребение. Всю эту длинную службу священники и прихожане стоят в храме с зажженными свечами. Потом их не гасят, а, по традиции, стараются принести домой и сохранить их огонь в лампадах до Пасхи.
В ожидании главного
Однако, несмотря на весь драматизм последних дней Страстной недели, все в вечернем богослужении четверга указывает на то, что распятие — это еще не конец истории, что торжества смерти не будет и жизнь все равно победит.
«Когда мне было 18 лет и я служил в армии, Великий четверг выпал на 1 мая. Центр Москвы должны были перекрыть на весь день из-за парада и демонстраций. Прекращался доступ и в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке, куда я ходил с детства и где прислуживал с 15 лет. И тогда владыка Питирим (митрополит Питирим (Нечаев). — Прим. ред.) решил ночью служить литургию Великого четверга, а потом, после небольшого перерыва, утреню с чтением 12 Евангелий», — вспоминает митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).
Он ночью приехал в храм. Она «была тихая и теплая, и храм, наполненный светом, сиял среди ночи, как какой-то сказочный дворец. А то, что происходило внутри храма, передать словами невозможно: это было «небо на земле». Это было, вероятно, то, что испытали посланцы князя Владимира в десятом веке, когда присутствовали за богослужением в храме Святой Софии в Константинополе. Вернувшись на Русь, они так описали пережитое: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми».
По словам митрополита, заменить подобный опыт нельзя никакими рассуждениями о «Боге в душе» и «высшем разуме».
Куличи подождут
Что касается куличей, творожных пасх, крашеных яиц, подарков к празднику, предпраздничной уборки, даже в храме, то все эти хлопоты лучше всего закончить заранее, чтобы на Страстной только ходить на службы, убежден настоятель подмосковного храма в честь иконы Божией Матери «Державная» священник Николай Булгаков.
Он помнит, как однажды в Москве архиепископ Киприан (Зернов) сказал своим прихожанам: «Если вы хоть одну службу Страстной седмицы пропустите, Господь ваших куличей не примет».
А службы в эти дни совершают дважды в день — утром и вечером, в Страстную пятницу — даже 3 раза. И за первые три дня Страстной единственный раз в году полностью прочитывают все четыре Евангелия.
«Излишние мысли в сторону того, что поесть и попить, колбасные и творожные «выверты» сознания свидетельствуют: мы мало понимаем, что такое пост, Евангелие и Кто такой Христос. Страстная неделя требует отнятия внимания от второстепенного. Если и возрождать что-то в церковной традиции, то делать это нужно не с точки зрения «священного» быта, а надо начинать с глубоких переживаний христианской общиной всех событий Страстей Христовых. Ну а быт — так или иначе — будет добавлен, оформлен и украшен: окна будут чистыми, занавески свежими, яйца сваренными и выкрашенными», — рассуждает известный проповедник протоиерей Андрей Ткачев.
Ужас апостолов
Весь смысл богослужений Страстной, по глубокому убеждению священника, заключается даже не в воспоминаниях о страданиях Христа, а в непосредственном и личном переживании всех событий Его жизни в последнюю неделю перед казнью.
«В воскресенье (Вербное, когда Он въезжал в Иерусалим за неделю до Пасхи. — Прим. ред.) народ кричал ему: «Осанна Сыну Давидову!», в среду блудница помазала Христа миром, в четверг Господь установил таинство евхаристии, потом молитва в Гефсиманском саду, взятие под стражу, хождение к Пилату, Ироду и обратно, битье, издевательства, ночной суд, распятие, покой субботы и утро первого дня Воскресения. А потом все распрямилось, как пружина, — и вот весь мир живет уже две тысячи лет благодаря тем событиям, зная или даже не зная об этом», — продолжает Ткачев.
Если бы Страсти Господни продолжились хоть на один день, никто бы не выжил, считает священник. Апостол Петр был на грани безумия от скорби и собственного предательства, Иуда повесился, не дотерпел до Воскресения. Все были перепуганы, растеряны, находились в ужасной скорби. Если бы Господь воскрес на пятый день, Он не нашел бы ни одного апостола, уверен отец Андрей. «Это для нас сегодня покой Великой субботы разбавлен знанием о грядущем Воскресении, а ужас распятия скрашен пониманием того, что Христос на самом деле жив. Но апостолы же этого не знали наверняка!» — заключает он.
На самом деле апостолы все знали. Но, наверное, так и не смогли поверить до конца. «Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» — так записал слова Христа его любимый ученик Иоанн.
Источник: