Исследования показали, что около 6,5 % детей во всем мире имеют симптомы, характерные для диагноза «тревожное расстройство». Другими словами, более одного из двадцати детей страдают от повышенной тревожности, мешающей им в повседневной жизни.
Фобиями страдает почти четверть детей, а другие тревожные расстройства, вроде сепарационной тревоги, встречаются почти у каждого пятого. Боязнь разлуки более распространена у младших детей, чем у подростков; а боязнь социума более характерна для подростков, чем для детей помладше.
Типы детских страхов:
Фобии
Непроходящий страх перед конкретным местом, объектом или ситуацией называется фобией.
Речь идет о чрезмерной боязни чего-либо: ребенок этого избегает или испытывает крайний дискомфорт, сталкиваясь с предметом страха, местом или ситуацией. Многие люди, например, опасаются змей или пчел, и это вполне здоровая реакция.
Однако, если страх вызывает у ребенка проблемы в школе, в семье или при общении с друзьями, мешает ему делать то, что хочется, то такой страх, несомненно, нужно проработать. Типичные страхи детей ― боязнь собак, высоты, уколов, рвоты и тому подобное.
История 10-ти летней Тани. Таня никогда не любила пауков. Когда она была маленькой, однажды впала в истерику, увидев комочек пуха на ковре, слегка напоминавший паука. С тех пор она всегда держалась подальше, если мы обнаруживали паука в комнате, но это не вызывало особых проблем. Со временем ситуация ухудшилась. Теперь Таня не хочет идти в те места, где можно увидеть паука.
Социальная тревожность
Когда ребенок испытывает социальную тревожность, это, как правило, означает, что он беспокоится из-за множества причин. Боится сделать что-то постыдное или что окружающие сочтут его глупым, будут думать о нем плохо или реагировать как-то не так.
Из-за этого ему трудно находиться среди других людей — например, ходить в школу, общаться со сверстниками. Кроме того, ребенку страшно поднять руку на уроке или высказаться прилюдно.
Дети, испытывающие социальную тревожность, чувствуют себя совершенно свободно среди тех, кого хорошо знают, но стараются избегать малознакомых людей и испытывают страх в непривычных ситуациях. При тяжелых случаях социальной тревожности дети могут вовсе не разговаривать в определенных ситуациях, например в школе или с посторонними людьми вне дома. Это расстройство называется «избирательным мутизмом».
История Кати (11 лет). Самая большая проблема Кати — школа. На летних каникулах она будто становится другим человеком. Потом, примерно за неделю до начала занятий, у нее начинаются боли в животе. То же самое происходит вечерами по воскресеньям в период учебы. Очень трудно понять, действительно ли она больна физически или нет. Часто она бледнеет как полотно при одном упоминании о школе. Похоже, ей кажется, что все плохо о ней думают. Поэтому ее расстраивает любая мелочь.
Например, если другой ребенок просто смотрит на нее, она считает, это потому, что с ее прической или одеждой что-то не в порядке. Учителя говорят мне, что она очень тихая на уроках, никогда не поднимает руку и не пытается активно участвовать в занятии.
Генерализованное тревожное расстройство
Это стойкое состояние, при котором ребенок чрезмерно беспокоится без причины. Беспокойство связано с целым рядом проблем, а не с какой-то одной.
В числе типичных — события, происходящие в мире (например, теракты), успеваемость, отношения с друзьями, недопонимание, здоровье — как собственное, так и окружающих.
У некоторых детей предметы боязни со временем меняются: ребенок может перестать тревожиться из-за одного и переключиться на другое. Тревога часто сопровождается недостаточной концентрацией внимания, мышечными болями, проблемами со сном (когда ребенку трудно найти удобную позу или он часто просыпается), раздражительностью и усталостью.
Они могут помешать ребенку получать удовольствие от занятий дома, в школе, в семье или с друзьями. Генерализованное расстройство часто проявляется несколько иначе, чем другие проблемы, связанные с тревожностью: больше заметна тревога и меньше — стремление избегать общества.
История Вани (9 лет). Ваня очень беспокойный. Такое ощущение, что он тревожится из-за всего на свете. Я перестала включать новости, когда он рядом, потому что он будто бы выискивает самые плохие. Например, он боится, что мы все заразимся болезнью, о которой говорили в новостях. Он начинает волноваться, когда его отец едет в город на работу, потому что видел сюжеты о бомбах и террористах.
Сепарационная тревога
Некоторым детям крайне сложно расставаться с родителями или другими близкими. Часто это связано со страхом больше никогда не увидеться. Возможны также опасения, что если родителей не будет поблизости, то ребенку причинят вред, например его украдут или травмируют. Распространено и беспокойство, что с самими родителями что-то случится.
Эти страхи мешают ребенку заниматься тем же, чем и сверстники: ходить в школу, к друзьям, на кружки и секции.
Школьные страхи
Дети с тревожными расстройствами беспокоятся по поводу разных аспектов школьной жизни. Тому есть много причин. Одни находят пугающими социальные ситуации — например, общение со сверстниками, с учителями, работу на уроке.
Другие беспокоятся из-за разлуки с родителем. Что касается третьих, их тревожные ожидания носят более общий характер и могут включать целый ряд различных вещей, в том числе: что их отругают за то, что они недостаточно хорошо выполнят задание.
Достаточно сказать, что школа для многих детей ― страшное место. Дети могут вести себя отстраненно, часто плакать или демонстрировать эмоциональные всплески.
Когда тревожность заставляет ребенка отказываться от дружбы в школе или от других социальных возможностей, он попадает в замкнутый круг. Потому что в его среде постепенно происходят изменения, а он не может к ним приспособиться из-за своих страхов.
Читайте также:
Чего боялись известные русские деятели: Необычные фобии