Как нолинчане хотели у себя железную дорогу провести

Как нолинчане хотели у себя железную дорогу провести Вятка

Известно, что проект планируемой в предреволюционное время железной дороги на юге Вятской губернии, который должен был связать Петроград и Красноуфимск, должен был пройти через города Яранск, Уржум и Малмыж … Однако эта мысль понравилась и богатым купцам Нолинска и Кукарки (хотя Кукарке с ее удобным положением зачем железная дорога?!) и решили они, как говорится, «перетянуть одеяло на себя».

Вопрос этот обсуждался на заседаниии Нолинского чрезвычайного зеемского собрания в 1915 году. Председатель Нолинского земского собрания М.В.Грачев и заступивший место председателя управы С.О. Вихарев доложили:

«Постановлением соединенного заседания Нолинского земского собрания и городской думы 7 октября 1915 года мы были уполномочены на возбуждение пред министерством путей сообщения ходатайства о том, чтобы проект к постройке смежной с дорогой Петроград — Вятка — Пермь железнодорожной магистрали проходил по южному направлению, именно Петроград — Кострома — Нолинск — Красноуфимск.

Представляющий важное для Нолинского уезда значение выбор железнодорожной линии уже разрешен в совете министров 1 декабря 1915 года (см. Правительственные вести 1915 г. № 279) в желаемом для Нолинского уезда смысле. Направление магистрали определено такое: Петроград — Рыбинск — Красноуфимск и на работы по сооружению распоряжением министерства означенной линии ассигновано правительством 16 млн. рублей. Таким образом наше ходатайство пред министерством путей сообщения сводилось к тому, чтобы дальнейшем от Рыбинска линия пролегала по Нолинскому уезду и в частности чрез город Нолинск. К этому ходатайству присоединилась и слобода Кукарка, избравшая из среды своей для поддержки ходатайства особых уполномоченных, которые к сожалению не могли явиться в Петроград одновременно с нами».

Депутация из Вятки прибыла в Петроград, состоящая из купцов Т.М.Зонова и В.П. Стрижева и одного человека от кукарского общества. Но в Петроград явился только Зонов, а Стрижев ввиду болезни явиться не смог. Был ли с ним кукарянин, неизвестно. Господин министр путей сообщения принял как обычно — положил доклад под сукно, промямлив — рассмотрим, подумаем, сообщим. В докладе земству это звучало так:

«Его Высокопревосходительству угодно было по выслушании наших объяснений признать представленные нами данные им значительными и, приняв от нас докладную записку, выразить, что все это будет рассмотрено министерством и не останется без внимания при решении вопроса о направлении железнодорожной линии, но при этом заметил, что и других уездов Вятской губернии – Яранского и Уржумского – также ходатайства о дороге.

По сведениям, исходящим от министерства путей сообщения, в ближайшем будущем предстоит по этому предмету совещание с приглашением представителей из тех местностей, которые заинтересованы в устройстве проектируемой дороги.

Все же в дальнейшем маятник вопроса о прокладке железной дороги качнулся в сторону более южных уездов. Вопрос о прокладке железной дороги через Яранск — Уржум — Малмыж обсуждался и в 1917 году, и в 1918-м, но, видимо, революция и Гражданская война отменили эти планы навсегда …

Источник

Читайте также:
Предания и легенды, клады и подземные ходы Нолинска | Кировская область

Поделиться в:
Все свои - информационный портал Кировской области

Сейчас смотрят:

Популярное сегодня:

рефинансирование