«Иди ты в баню!» — ну, вроде бы, что в этой фразе может быть страшного, правда?! Ведь баня давно перестала быть магическим местом и превратилась в пространство для приятного досуга …
«Иди в баню!»
Кажется, что самое страшное в указании этого направления — грубый подтекст. Так говорят, когда хотят от кого-то избавиться, не прибегая к обсценной лексике, чаще шутливо. Вот только история выражения куда глубже и страшнее, чем мы думаем.
С ритуальной точки зрения баня всегда была местом нечистым. Как бы парадоксально это ни звучало, учитывая, что в неё ходят мыться. Поэтому перед походом в баню обязательно снимали нательный крест, а во времена язычества строение украшали оберегами.
В сознании предков баня была воплощением страхов и опасности. Сейчас это звучит дико, но раньше в бане не только мылись, но и гадали, лечились и даже рожали. И все эти процессы сопровождал страх.
Во время мытья это был страх надышаться угаром или получить приступ от жаркого и сырого воздуха. Гадания могли обернуться печальным прогнозом на жизнь, что периодически сбывалось, да и в целом магия — опасная штука.
Лечили в бане суровыми и радикальными методами, которые иногда, видимо, приносили облегчение. Иначе не возникла бы поговорка «кто про что, а вшивый про баню». В бане видели спасение от хвори, в том числе и от такой.
Наконец, в бане рожали. О том, насколько это было в те времена опасно для роженицы, говорить не приходится. Новорождённых считали пришедшими из мира мёртвых, а о беременных из-за большого риска говорили: «С брюхом ходить — смерть на вороту носить».
Существовало поверье, что после первых родов в бане появляется злой дух — банник. Вот как о нём писал В. Даль:
«Банник, байник, баинник, баенник — особая порода домовых, злой дух, поселяющийся в бане. Пар выживает его временно, а в нетопленной он живет всегда. Он не любит родильниц, которых однако, по тесноте в избе, всегда выводят в баню; но их там нельзя покидать одних».
В том же словаре о работе повитухи сказано так: «Баушка банит или банится — повивает, занята повиваньем новорождённого». Оставлять в бане ребёнка без присмотра было чревато подменой на несуразное существо. От проказника банника можно было ожидать чего угодно!
Если дух не в настроении, то он тебя и кипятком обрызгает, и напустит угара, и нанесёт другие тяжкие повреждения. А то и вообще живым из бани уже не выйдешь … Поэтому банника старались задобрить, оставляя ему чистую воду, мыло и веник.
Зачем вообще посылали в баню
По мнению В. Мокиенко, в основе известного ругательства «Иди в баню!» лежат древние представления о бане. Раз баня — это «нечистое место», связанное с ритуалами, магией, колдовством, то почему бы не послать туда неприятного человека.
Первоначально фраза была эвфемистическим пожеланием отправиться к баннику, банному чёрту. То есть пожеланием, используемым для замены другого, которое по каким-либо причинам неудобно или нельзя произносить.
Поход в баню был сопряжён с опасностью для жизни, поэтому послать человека в баню — всё равно что пожелать ему всяческого вреда. Пусть идёт, а там уже банник разберётся, что с ним делать. А добра от банника не жди …
Поэтому посылайте человека в баню осторожно, помня о старинном смысле этой поговорки!
Читайте также: Кто такая обдериха и почему её так боялись в бане