Кем был Кощей Бессмертный до того, как стал живым мертвецом

Кем был Кощей Бессмертный до того, как стал живым мертвецом Это интересно

Главный злодей русского фольклора кажется абсолютно вымышленным персонажем. Но исследователи считают, что у Кощея Бессмертного есть реальный исторический прототип …

Кощей Бессмертный — Внук Чернобога

Во многих славянских сказаниях Кощея ассоциируют с Чернобогом. В статье «Функциональное значение мифологического образа Кощея Бессмертного и его отражение в русских волшебных сказках» А. Жучкова и К. Галий обращают внимание на то, что чаще Кощея считали не собственно Чернобогом, а его внуком. Он не являлся полновластным правителем Царства мертвых, а лишь повелевал умершими.

Чернобог — в мифологии балтийских славян злой бог, приносящий несчастье. Некоторыми учёными реконструируется пара Белобог/Чернобог, которая представляет собой противопоставление «светлое/тёмное», «добро/зло», «счастье/несчастье»

Исследователи приводят вариант этимологии имени «Кощей» Макса Фасмера, который считал, что в древнерусский язык лексема пришла из тюркского в значении «раб, пленник, невольник». Семантика несвободы идеально синхронизируется с функциями Кощея, который не только повелевает умершими, но и является подневольным стражником «старого мира», разрушить который стремится герой сказки.

Понятно, что родство с языческим Чернобогом не делает Кощея реальным человеком. Но доказывает, что Кощей появился в славянском фольклоре во времена язычества. Примечательно, что он стал главным антигероем раннего фольклора восточных славян. Песни, в которых рассказывалось о противостоянии Кощею и победе над ним, называли «кощуны», а их исполнителей – кощунниками. После христианизации Руси на смену песням-кощунам пришли более нейтральные и удобные церкви былины.

Готский вождь Германарих

Фольклорист-историк В. Болдак убежден, что Кощей (или Кащей) – сказочный и былинный персонаж, у которого есть реальный исторический прототип. Исследователь в монографии, посвященной главному злодею русского фольклора, последовательно доказывает, что Кащей Бессмертный и готский вождь Германарих – одно и тоже лицо.

Германа́рих или Эрмана́рих — король остготов в IV веке, из рода Амалов.
Готский вождь вызывает гуннов на бой (полотно П. Н. Арбо, 1886)

«Весьма воинственный царь» Германарих, ставший впоследствии легендарным героем мирового эпоса, сумел объединить разрозненные племена Крыма и Приазовья. Именно он создал влиятельный союз остроготов. Понятно, что объединение зачастую было насильственным. Племена, которые отказывались подчиняться «королю», становились «в большей части перебитые». Славянские племена оказались в числе тех немногих, кому удалось противостоять Германариху. Правда, война была долгой и кровопролитной, поэтому-то Германарих-Кащей стал для восточных славян главным злодеем.

О мерзком характере и несостыковках

Сюжеты русских сказок точно воспроизводят еще один исторический факт – пленение и убийство Германарихом жены правителя россов. Так и Кащей похищает девушек. В работе В. Болдака объясняется «бессмертие» и зловредный характер Кащея. По одной из версий, Германарих во время одного из сражений был ранен, но сумел не просто выжить, но и прожить еще многие годы.

Не исключено, что рана сильно беспокоила готского вождя, отчего его характер ухудшился. С каждым днем он становился злее, вспыльчивее, жестче. Невыносимым характером объясняется этимология имени Кащея, приведенная Владимиром Далем. Лексикограф считал, что восходит оно в «касть» – «гадость, мерзость, скверна».

Есть, правда, в легендах о Германарихе несостыковки. Если речь идет о битве 375 года, то, по мнению готского историка Иордана, вождь готов бы не ранен, а убит. Из того же источника следует, что возраст Германариха на момент сражения составлял 110 лет. Насколько такой возраст реальный и мог ли готский «король» выжить, история умалчивает. Не исключено, что его именем назвался один из его наследников или преемников, чтобы нагонять ужас на врагов и сделать легендарное имя Кащея бессмертным.

Половецкий хан Кончак

Еще одна версия опирается на этимологию «кош-/коч». В XII веке «кошем» называли аилы – основные ячейки половецкого общества. Слова с корнем «кош-/коч» также использовались в русских летописях для обозначения кочевников. Так, в «Слове о полку Игореве» они употреблены трижды. Два раза как нарицательные – «кощей по резане» и «седло кощиево». Один раз – как имя собственное: «Стреляй, Кончака, поганого кощея».

В летописях половецкий хан Кончак неоднократно называется «поганым кощеем». И в этом определении нет ничего обидного. По мнению С. Плетневой, кощеями кочевники называли кошевых – тех, кто стоит на высшей ступени иерархии, является влиятельным главой рода из нескольких больших семей. Именно таким статусом обладал Кончак – самый могучий из половецких правителей XII-XIII вв.

В народном сознании половецкий хан ассоциировался со злом и бедами. Так, после набегов на Переяславские земли русские летописи писали, что хан Кончак «много зла сотворил крестьянам: одних – пленил, других – убил». Неудивительно, что репутация Кончака во многом легла в основу создания главного злодея русского фольклора.

Источник

Читайте также:
Легенды о Бабе Яге были основаны на реальных событиях

Поделиться в:
Все свои - информационный портал Кировской области

Сейчас смотрят:

Популярное сегодня: