Каждый вечер родители, приходя с одной работы, берутся за другую — школьную, домашнюю…
Вчера в пижаме моя дочь вспомнила про окружающий мир. Это такой предмет, который все время требует докладов, цветных фотографий, презентаций … На утро окружающему миру нужны были всего лишь кленовые листья. Но это сегодня. И это было самое простое задание, и даже приятное.
Когда психологи говорят мне, что помогать ребенку с уроками — вредно, я смотрю на них недобро. Как не помогать, когда частенько ребенок даже задание, сформулированное в учебнике скорее для доцентов, чем для первоклашек, осознать не может?
Как не помогать, если заданий бывает так много?
В некоторых школах так вообще учителя честно говорят: «Ваш Федор очень много тем не понимает в математике, позанимайтесь дома».
Недавно в «Комосомольской правде» писали о том, что один мудрый профессор из Пенсильванского Университета доказал, что домашняя работа не влияет на успеваемость, и не прибавляет знаний. Но мечты, чтобы «домашку» отменили, пока остаются мечтами. И большинство детей, отучившись 5-6 уроков, приходят домой, чтобы снова сесть за стол и согнуться над учебниками.
И в этот момент сказать им: «Давай сам, это твое личное дело, а я пойду кино смотреть» — жестоко.
Кстати, по школьникам сразу видно, кто делает уроки с родителями, а кто учится быть самостоятельным. Ведь, если мама или бабушка дома, они усадят, проследят, проверят, переобъяснят еще раз то, что было пропущено… В итоге ребенок все сделает и сделает хорошо. А бедные самостоятельные что-то сделают, что-то забудут, что не записали, то и не вспомнят, доклад не приготовят, вместо чтения мультик посмотрят… Хотя бывают, конечно, самостоятельные и сознательные.
О том, как помочь ребенку с уроками,
мы поговорили со школьным психологом Татьяной Малютиной.
Психологи и педагоги объясняют, что именно выполнение домашнего задания не только закрепляет все знания, услышанные в школе, но и помогают ребенку стать организованным, уметь структурировать информацию, так же, как и ненавистные рефераты в институте.
И наша родительская роль в выполнении «домашки» очень велика. Объяснить то, что проскочило и не запомнилось, показать на грядке с клубникой, что такое размножение усами, объяснить, что физику нужно знать, чтобы не дернуло током, когда электробритва, включенная в розетку, попадает под кран, и главное – хвалить, подбадривать и всегда быть рядом, если нужно. Иногда можно не вредничать и прочитать вслух что-то, заданное по чтению. Родители первоклашек должны помнить, что их уроки – это и наши уроки! Ребенок 7 лет, от того факта, что его теперь водят в школу, не перестал быть ребенком. Ему нужно помочь организовать пространство, время, перерывы, режим, и еще ему нужно разрешить по-прежнему играть!
Первоклашкам больше не нужно напрягаться, вернувшись домой, — для них «домашку» как таковую отменили. Но, и у них по-прежнему могут быть какие-то творческие задания. А вот со второго класса начинаются серьезные задания на дом.
ВРЕМЯ
В начальной школе на выполнение домашней работы не должно уходить больше 1,5 часов. И не забывайте о динамических перерывах – попрыгать, побегать, физкультминутки, зарядка для пальчиков. Динамическим перерывом может послужить и игра с конструктором, с куклами. Сделали один урок – 10 минут перерыв. И в этот перерыв разрешите ребенку делать то, что он хочет (желательно только исключить в это время компьютер и телевизор).
В 4-5 классе — не более двух часов на «домашку», в 6-8 классах — около двух с половиной часов. И старшая школа — это 3,5 часа.
Отдохнуть обязательно!
Идеально – после школы погулять, вернуться домой, пообедать, отдохнуть и тогда уже приниматься за уроки.
Самое «активное» время для ребенка — с 11 до 13 часов и с 16 до 19. Если учесть, что пятый урок заканчивается в 13 — 13.30, то как раз есть время погулять, отдохнуть и ближе к 16 садиться за уроки.
Подготовьте рабочее место
У ребенка-школьника должен быть свой стол. Никаких «почитаем, сидя на диване», никакого телевизора рядом. Не стоит ученику ютиться за кухонным столом, пока мама там же рубит капусту. Ученику нужно полноценное рабочее место. Удобный стул, крепкий стол, свет, падающий слева. Важно, чтобы не было ничего лишнего вокруг — игрушки, диски, конструкторы будут отвлекать и призывать к игре, а не к серьезному делу.
Сначала то, что нравится
- Начинайте выполнение уроков с того предмета, который ребенку нравится, и который ему легко дается. Это придаст уверенности: У меня все получилось, мне понравилось, я и дальше буду делать уроки!
- Если ребенок долго включается в работу, медленно раскачивается, то для разминки предложите ему сделать задания полегче.
- Если же, наоборот, школьник быстро включается и быстро утомляется, то начинайте с того урока, который потруднее, и требует максимальной собранности.
- Не принципиально, с устных заданий начинать или с письменных. Главное, чтобы при выполнении заданий по-русскому, например, школьник сначала учил правила, а потом делал письменное задание на это правило, а не наоборот.
Спокойствие, только спокойствие!
Умение быть собранным, умение выполнять задания — все это придет к школьнику со временем, а не сразу. Так что готовьтесь к нескольким этапам:
На первом этапе родители большую часть заданий делают вместе с ребенком — сидят рядом и очень внимательно за учеником наблюдают: где пробелы, на каких моментах он начинает отвлекаться. Родителям-помощникам не нужно выполнять задание за ребенка, нужно просто быть рядом.
На следующем этапе мы начинаем часть работы доверять ребенку и не контролировать. Причем выбираем ту часть, с которой он точно справится.
На третьем этапе ребенок уже все уроки делает сам, но от вас должен услышать готовность прийти на помощь, если понадобится. Вы рядом и придете, если позовет!
Четвертый этап начнется классе в пятом, когда ребенок все будет делать сам, и от родителей помощь ему уже не требуется. Для работающих мам и пап — это праздник. Но вечером все-таки проверьте уроки, и объясните то, что осталось непонятным.
Стараемся хвалить
Нет, не врать! Не надо говорить: «Ах, какая ровная палочка!«, если палочка уползла на две строчки вниз. Но можно сказать: «Вот эта палочка ровная, молодец, а эта — в следующий раз тоже будет такая же ровная, да?» Нужно постараться избежать негативных оценок, чтобы не напугать обидчивого младшего школьника.
Старайтесь не говорить: «Не получилось! Ты не смог! Это плохо!» Лучше разберитесь, почему что-то не выходит, и тренируйтесь.
ТАК НЕ НАДО
Школьник еще только занес руку, чтобы вместо «кОрова» написать «кАрова«, а мама уже бросается в атаку с криком: «Ошибка! Ну вот, испортил тетрадку! Теперь придется замазывать, вырывать страницу!» Ребенок пугается, в ужасе отбрасывает карандаш и чувствует себя самым неудачливым неудачником.
Не бойтесь ошибок. Когда ошибка сделана, или даже когда несколько ошибок сделано, предложите ученику остановиться и внимательно посмотреть на то, что он написал. Пусть постарается сам найти ошибку. Исправить не ту букву или цифру на бумаге всегда можно, а вот поправлять в будущем низкую самооценку и боязнь вообще за что-то браться, потому что в детстве «затюкали», будет непросто.
Сон важнее!
Если видите, что ребенок устал, не заставляйте его разлеплять глаза и продираться сквозь сливающиеся буквы. Лучше прочитайте ему главу или параграф сами. Если чадо плохо себя чувствует, помогите ему с уроками. Если видите, что еще так много нужно сделать, а времени до сна осталось совсем мало, возьмите на себя рутинную работу, например, вырезание, пока он делает математику.
А вы помогаете детям делать уроки? Хотели бы, чтобы домашнее задание в школах отменили?
Информация: