Поверья о дурном глазе встречаются в фольклоре многих народов. Как в деревнях, так и в городе можно встретить красные ниточки над кроватью ребёнка или различные брелки в автомобилях, которые служат знаком защиты от дурного глаза …
Сглаз или дурной глаз — распространённое у многих народов суеверие о вредоносном влиянии взгляда некоторых людей («дурного глаза») или при некоторых обстоятельствах.
Поверья о дурном глазе
В отличие от других болезней, которые обычно насылает нечистая сила, причиной сглаза называется человек. Сглаз также может переносить собака или кошка: с человека посредством магических действий сглаз «кидают» на этих животных, чтобы они, будучи посредниками между человеком и природой, вынесли его из сферы социального бытия.
У славян существуют поверья о том, что человеку не следует есть рядом с голодной собакой, потому что, как говорят, «человек ест зубами, а пес глазами», т.е. собака может «впитать» глазами то, что ест человек. Это связано с представлением, будто голод пробуждает демоническую сторону собачьей натуры. То же самое относится и к людям, особенно к чужакам, к пришельцам: если незнакомец присутствует на трапезе, ему предлагают пищу, чтобы защититься от его возможных дурных действий.
Сглазу подвержены люди, находящиеся на грани перемены своего статуса в рамках данной культуры (беременные женщины, маленькие дети, невеста и жених, у мусульман дети во время совершения обрезания), или человек, по тем или иным признакам находящийся вне защитного пояса культуры (голый, грязный) или в пограничном состоянии (больной, раненый, голодный, спящий).
В качестве наиболее вероятной причины того, что человек приобретает дурной глаз и становится опасным для окружающих, как правило, выделяется нарушение правил кормления ребенка грудью (когда его, оторвав от груди, через какое-то время снова начинают кормить грудью). Молоко как посредник между младенцем (который еще не полностью порвал связь с природой) и матерью (которая является членом общества) обладает сакральной силой. Акт отлучения ребенка от матери ассоциируется с древним мифом о сотворении мира, повествующим, в частности, об отделении неба от земли. Поэтому, вероятно, и пожар, вызванный молнией, тушат молоком.
Возвращение к груди ребенка означает по сути его отлучение от окружающего общества (от мира живых) и тем самым делает его «нечистым», опасным для этого общества. «Нечистыми» также считались люди, которые своей внешностью отличались от окружающих (усатая женщина, человек со шрамом или родимым пятном, с телесным повреждением, нищий), женщина во время менопаузы, грешники и дурные люди, старики. Кроме того, «нечистыми» считали тех, чей образ жизни отличается от принятого, например, попы и цыгане.
Считается, что сглазить можно взглядом, который сопровождается выражениями удивления или восхищения красотой или хорошим развитием ребенка, человека, скота, плодового дерева или творений рук человека. Воздействовать можно только взглядом или упоминанием. После этого на человека или иной объект, подлежащий сглазу, «слетают» невидимые злые существа, начинают его мучить и портить, отчего может наступить даже смерть.
Поляки верили, что сглаз передают старухи и что на многих людей именно они наводили порчу. В заговорах же, изгоняющих сглаз, его посылают не на человека, с которым они (согласно польскому примеру) связаны, а, как правило, на гору, в воду, на собаку.
В Черногории считают, что порча приходит, когда кто-нибудь по своей жадности страстно и слишком алчно посмотрит на добрую скотину или на кого-то из домашних. Здорового, развитого младенца не выносят на люди, чтобы на него не смотрели, боясь, чтобы его «злые уста не испортили, а дурные глаза не растащили».
Следовательно, сглаз — магическое действие, отделяющее содержание от формы с помощью слова. Этот перенос способен совершить человек-демон, т.е. такой человек, который тем или иным образом связан с потусторонним миром. Его глаза смотрят и на этот и на тот свет, поэтому он является «вратами», через которые могут пройти отнятые качества человека. Это объясняет нам, почему сглазу не подвластны люди с родимыми пятнами и шрамами, ущербные люди, люди с растительностью на груди, достигающей до плеч, а также священник или монах — они связаны с хтоническим миром. То же самое относится к таким хтоническим животным, как осел, мул, кошка, свинья и др.
О том, что «дурноглазый» — это человек-демон, свидетельствует то, что у болгар способности наводить порчу приписывают людям, рожденным в субботу, т.е. в день поминовения усопших. В Сербии, когда в деревне кто-нибудь умирает, прерывают полевые работы, а в дом покойника в течение года нельзя приносить землю (не насыпают пол, не чинят очаг, не лепят глиняную посуду).
Наличие сглаза подтверждают гаданием. Берут воду, к которой никто не прикасался (эта вода символизирует границу земного и потустороннего миров; считается, что мир усопших находится за водой и на тот свет можно добраться по воде). Берется нечетное число горящих угольков (тоже потусторонний признак, особое место среди нечетных чисел принадлежит числам 3 и 9). Угольки олицетворяют потусторонний мир. Ответ гадания прост: если один из горящих угольков утонет (т.е. «упадет на свое место», в мир, расположенный под водой или за водой), человек болен от сглаза.
Аналогичным способом пользовалась инквизиция, чтобы узнать, является ли обвиняемая ведьмой или нет. Для этого женщину погружали в воду и смотрели, утонет она или нет. Если нет, ее считали ведьмой (в случае со сглазом — наоборот). Считалось, будто грешным и нечистым людям не дано попасть на тот свет.
Смысл большинства заговоров от сглаза – ритуально отвлечь внимание «дурных людей», сделать так, чтоб они подумали, что человек уже принадлежит к потустороннему миру, и его нет смысла забирать. К таким знакам можно отнести части хтонических животных и растений, а также черный и красный цвета. К символике «возврата», которая связана с демоническими силами, восходит обычай, когда ребенку вшивают кусочек детского места. Один из способов защиты от сглаза — изменение внешности того, что подлежит сглазу (например, мажут лицо сажей, жгут материю, оставляют дом недостроенным и т.п.).
Читайте также:
Кого на Руси считали «сглазливыми»