Первым советским танком собственной постройки был так называемый танк «Русский Рено», фактически не лицензионная копия французского танка FT-17, несколько образцов которых было захвачено красногвардейцами в боях за Одессу. Производство «Русского Рено» было организовано методом «обратной сборки» — сперва FT-17 разобрали до винтика, изучили, а затем стали собирать свои собственные танки.
«Русский Рено»: Танк
Первый «Русский Рено» был собран в 1920 г., всего же было построено 15 машин. Не один из них не участвовал в боевых действиях и к началу 1930-х г.г. не числился в действующей армии.

Легкий танк Т-18 или МС-1
Первый танк не только полностью спроектированный в СССР, но и выпущенный довольно большой партией в 960 экземпляров. В производство танка Т-18 (или «танк малый сопровождения — 1», МС-1) пошел в 1927 году и производился до 1931 г. Вооруженный 37-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом, Т-18 по всем характеристикам был ничуть не лучше и не хуже западных образцов. Таким образом, можно сказать, что с началом его производства, СССР ликвидировал десятилетнее отставание от запада в производстве танков.
В основном использовался как учебная боевая машина, хотя некоторые из Т-18 дожили аж до 1941 г. и успели принять участие в Великой Отечественной войне… правда в качестве несамоходных огневых точек — ДОТ.

Легкий танк Т-19
Танк Т-18 был далеко не так хорош, как хотелось бы его создателям,поэтому сразу же после запуска его в серийное производство, были начаты работы над Т-19, представлявшем собой не «доработанную версию» Т-18, а совершенно новую машину. Надо сказать, что для своего времени машина получилась очень передовой — и химическая атака ей была не страшна, и съемные понтоны для формирования рек предусмотрены… но только стоило все это добро совершенно неподъемных для ещё только восстанавливающегося СССР денег, да и в производстве было сложновато. В итоге, место Т-19 занял английский «Виккерс 6 тонн», а точнее его советская модификация — Т-26.

Средний танк Т-24
В 1931 году СССР «выкатил» и свой первый средний танк Т-24. Он имел не 1, а 2 башни стоящие одна на другой и весьма грозное вооружение: 45-мм пушку и 3 пулемета. Конструктивно танк представлял собой увеличенный в размерах Т-18, однако значительно возросшая масса заставила создать для танка и новую ходовую часть.
Хотя в серийное производство Т-24 и не пошел (изготовлено 20 танков Т-24), на его шасси в дальнейшем производились отличные гусеничные артиллерийские тягачи «Коминтерн» и «Ворошиловец», а советские конструкторы успешно решили ряд сложных технических проблем.

Танкетка Т-27
Одновременно с танком Т-18 в СССР было принято решение строить и легкие танкетки с пулеметным вооружением, в бою сопровождающие и прикрывающие танки. Сначала на шасси Т-16 (так обозначали прототипы Т-18) советские конструкторы пытались соорудить что-то свое, но в итоге предпочтение отдали лицензионному выпуску английской танкетки «Карден-Лойд» Мк VI.
Правда, в базовом виде английская танкетка командование не устраивала, поэтому была существенно переработана (увеличен и усилен корпус, изменена ходовая часть и т.д.) и в итоге вообще мало напоминала оригинальную конструкцию и носила собственный индекс: танкетка Т-27. К началу войны в войсках почти не встречалась и считалась устаревшей.

Легкий танк Т-26
В 1931 году СССР купил лицензию на производство британского легкого танка «Виккерс 6 тонн» и сразу же запустил его в производство под обозначением легкий танк Т-26. Полной копией «англичанина» Т-26 пробыл недолго — уже через два года танк был радикально переработан, получил более мощный мотор, одну башню вместо двух, измененную конструкцию корпуса.
В дальнейшем, постоянно совершенствуясь, Т-26 стал широко поставляться на экспорт, принял участие в громадном количестве военных конфликтов 1930-х г.г. по всему миру, и встретил Великую Отечественную войну как наиболее массовый советский танк. Да-да, именно Т-26 (и многочисленные варианты БТ) приняли на себя первый удар гитлеровцев и составляли основу танковых войск СССР на начало войны. Не смотря на все модификации, к 1941 году уже не отвечал требованиям времени.

Крейсерский танк БТ-2
В том же 1931 году советские представители в США купили у изобретателя Уолтера Кристи лицензию на производство «крейсерского танка» Кристи М1931. В итоге вместо готового танка Советский Союз получил скорее его шасси, к тому же весьма «сырое» с точки зрения конструкции. Однако, с некоторыми доработками и установленным вооружением, новый танк под маркой БТ-2 («Быстроходный Танк — 2») в 1932 г. был запущен в серию.
Особенностью БТ-2 была ходовая часть — по бездорожью он передвигался на гусеницах, а на шоссе мог их легко снимать и мчаться со скоростью под сотню километров час, словно автомобиль. Иными словами, был колесно-гусеничным (как и все последующие БТ). За период с 1932 по 1932 г. выпущено 670 легких танков этого типа.
Потрясающую скорость БТ-2 обеспечивала не только уникальная подвеска, но и авиационный мотор. К сожалению, учитывая весьма тонкую броню машины и тот факт, что авиационные моторы заправляют легко воспламеняющимся керосином, горели «бэтэшки» как свечки.

Крейсерский танк БТ-5
Дальнейшее развитие БТ-2 — доработанная ходовая часть, новая башня, и ещё целый ряд доработок и улучшений. За период с 1933 по 1935 г.г. было построено 1884 танков этого типа. Хотя по советской классификации БТ-2 и БТ-5 были легкими танками, все-таки правильнее называть их крейсерскими. За счет скорости и маневренности они должны были глубоко проникать в оборону врага, создавать угрозу его тылам и наносить максимальный урон инфраструктуре, в общем действовать также, как действуют морские крейсеры.
Именно по этой причине «бэтэшкам» прощали их чрезвычайно слабое бронирование — в теории, такие танки вообще не должны были встречаться с танкам противника. На практике, когда в 1941 году эти машины бросали в лобовые атаки на окопавшуюся пехоту, все вышло совсем иначе.

Источник:
Читайте также:
Вятские лётчики и на фронтах Великой Отечественной