Новый ФЗ № 135 от 1 мая 2022 года внес некоторые изменения в действующий закон «О защите прав потребителей», в статью 16. Но, в силу этот новый закон вступит только с 1 сентября 2022 года …
О новых правилах продажи товаров с 1 сентября
Практически каждый день мы с вами покупаем какие-то товары в магазинах. Это могут быть продукты питания, предметы первой необходимости, хозяйственные товары, одежда или обувь. В целом, покупки можно разделить на повседневные и особые, то есть, которые совершаются редко. Как правило, к таким покупкам относятся крупные приобретения, имеющие значительную стоимость. Нередко на такие покупки люди откладывают деньги длительное время или оформляют кредит.
Ни для кого не секрет, что большинство продавцов обманывают покупателей при любой возможности, выискивая любые пробелы и недочеты законодательства, чтобы извлечь больше своей выгоды. Если в магазине вы купили прокисшее молоко или черствый хлеб – это неприятно. А если это крупная покупка? Например, бытовая техника с какими-либо дефектами или полностью в нерабочем состоянии, или автомобиль. Вернуть обратно такую покупку бывает очень нелегко, ведь договор продажи составляется таким образом, чтобы покупатель получил максимальное количество проблем и лишних расходов при возврате. Делается это специально, ведь многие покупатели по этой причине не станут добиваться справедливости.
Новый ФЗ № 135 от 1 мая 2022 года внес некоторые изменения в действующий закон «О защите прав потребителей», в статью 16. Но, в силу этот новый закон вступит только с 1 сентября 2022 года, что так же следует учитывать.
Новый закон содержит определенный перечень условий, которые теперь будет запрещено указывать в договорах купли-продажи, ущемляя, тем самым, права покупателей. Всего в новом законе указано 14 таких условий, которые были признаны Роспотребнадзором недопустимыми.
Рассмотрим часть этих условий
В частности, теперь будет запрещено отказываться от взятых на себя обязательств в одностороннем порядке, так же как и вносить в одностороннем порядке какие-либо изменения в договор после его заключения. Такие пункты любят указывать в договорах банковские организации, особенно при оформлении кредитов. О том, будут ли новые требования распространяться на банки, пока ничего не известно. При этом многие магазины так же любят пользоваться подобным правом и менять по своему желанию условия покупки или гарантии товара, особенно если он приобретен в рассрочку.
Еще одно условие, которым любят пользоваться магазины – навязывание товаров покупателю. Например, в магазине объявлена акция, согласно которой какой-либо товар можно купить со скидкой, но только в том случае, если до этого (или вместе с ним) будет куплен другой товар. К примеру, чтобы купить кухонную плиту со скидкой, нужно купить достаточно дорогой набор сковородок. При этом часто стоимость плиты специально завышена на сумму объявленной скидки, а сумма скидки равна стоимости набора сковородок, чтобы покупатель думал, что экономит, покупая 2 товара за одну стоимость, а по факту покупает 2 товара за их полную цену.
Есть и другие примеры. При покупке автомобиля часто навязывают разные пакеты дополнительных услуг. В банках навязывают страховки и пакеты дополнительного обслуживания. В медицинских учреждениях навязывают дополнительные услуги и процедуры, а мобильные операторы незаметно подключают к тарифам дополнительные пакеты.
Еще одно изменение касается подарочных карт. Многие магазины выпускают подарочные карты разного номинала, при этом всегда уверяют покупателей в том, что такие карты нельзя вернуть обратно в магазин. Такой нормы нет. Подарочные карты можно вернуть, это можно делать и сейчас, до вступления нового закона в силу, можно было делать и ранее, просто магазинам это не выгодно.
Чаще всего подарочные карты имеют небольшую стоимость – 500 – 1000 и до 5 000 рублей, в некоторых магазинах до 10 тыс. руб. Чаще всего условием использования подарочной карты является оплата покупки ею в частичном размере – 50 – 70%, а остальное нужно доплачивать деньгами. Если оплата по подарочной карте в полном объеме, то ее номинал не велик, чтобы покупателю в любом случае пришлось доплачивать. При этом у таких карт всегда есть срок годности, то есть, покупка такой карты вынуждает использовать ее в определенный срок, совершив покупку. А вернуть в магазин ее не позволяют, только расходовать на покупку.
Еще один важный запрет для продавца – требовать предоставления персональных данных. Очень часто продавцы угрожают покупателям тем, что сделка может сорваться, если они не предоставят персональные данные. Однако, если этого не требует законодательство страны, можно будет не предоставлять.
Читайте также:
5 вещей, которые лучше не покупать в интернете