В погоне за прибылью магазины готовы пойти на многое, даже на обман покупателя. Один из приемов — продажа товара с истекшим сроком годности … Можно ли восстановить справедливость, если вы только после покупки заметили, что срок годности продукта истек?
Кто устанавливает срок годности и отвечает за качество продукта
По закону, срок годности для своей продукции устанавливает производитель (п. 4 ст. 5 Закона № 2300-1, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»). При этом, на производителя накладывается обязанность довести до сведения потребителя информацию о том, каким образом необходимо в течение срока годности продукт хранить, чтобы он не испортился (ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»). Также производитель обязан предупреждать о последствиях употребления продукта после истечения срока годности.
Что можно сделать, если вы обнаружили среди покупок просроченный товар:
1. Верните его продавцу
Самое простое — отнести товар назад в магазин и потребовать вернуть вам деньги.
В Законе «О защите прав потребителей» четко оговаривается, что в случае обнаружения в товаре недостатков ему можно вернуть продавцу (кроме определенных категорий товаров, к которым продукты не относятся).
Если чек сохранился — хорошо. Если нет, можно в качестве доказательства, что вы покупали товар именно в этом магазине, использовать показания свидетелей (п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»).
Если и свидетелей нет, вы можете попросить просмотреть записи с камер наблюдения, которые сейчас установлены в каждом магазине.
Продавец обязан принять назад товар ненадлежащего качества!
Если товар испорчен до истечения срока годности из-за несоблюдения условий хранения или транспортировки, у вас также обязаны принять его назад и вернуть вам деньги.
Также вы можете отдать покупку на независимую экспертизу в одну из аккредитованных лабораторий. А расходы вы сможете потом компенсировать за счет продавца (после того, как его вина будет доказана).
2. Обратиться с письменной претензией в магазин
Это действия на случай, если продавец отказывается принимать товар по устному требованию.
В претензии нужно обязательно указать следующее:
- ФИО того, на чье имя претензия подается, а также ФИО того, кто ее подает;
- наименование товара, дата покупки, стоимость, срок годности с упаковки;
- претензии к качеству товара;
- требования к продавцу (замена продукта, возврат денег);
- перечисление приложенных документов (например, наличие чека).
Еще один вариант: отправить претензию заказным письмом.
3. Если продавец не реагирует на ваши требования, обратитесь в Роспотребнадзор
Вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор или общество защиты прав потребителей.
Увидеть контакты этих организаций можно на информационном стенде в магазине. В Роспотребнадзор можно также обратиться через сайт.
Желательно сфотографировать товар, его упаковку и приложить снимки к жалобе, это будет дополнительным аргументом в пользу вашей правоты.
В целом помните: защитить свои права в такой ситуации можно и нужно! Не давайте магазинам пользоваться вашей наивностью. Если вы по ошибке купили просроченный товар, вы всегда можете его вернуть!
Читайте также:
Что делать, если Вы случайно разбили товар в магазине
Соответственно, если производитель честно указал срок годности на упаковке и предупредил о том, что не нужно употреблять продукт по его истечению, обращаться с претензиями в случае покупки «просрочки» нужно непосредственно в магазин.
Все торговые точки обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также обеспечивать безопасность продукции для здоровья во время транспортировки, хранения и реализации пищевой продукции. К тому, кто не соблюдает требования законодательства, может быть применена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и даже уголовная ответственность!