Родовые поверья вятского юга

Родовые поверья Вятка

Отразившийся в фольклоре цикл жизни человека от рождения до смерти запечатлелся в сборнике «Семейные обряды Вятского края». По всем его разделам разбросаны сведения, зафиксированные в 1999 г. фольклористами МГУ в Малмыжском районе.

Родовые поверья

Так, а разделе «Родины» процитирован рассказ жительницы с.Рожки Анны Филипповны Курочкиной (1923 г.р.) о том, что делали, если женщина долго не могла забеременеть: «Ей живот разглаживали. У некоторых бывает от надсады, когда тяжело поднимают. Это долго бывает, дней 10-12 подряд. С мылом руки мылит (приглашают специальную женщину, у которой уже есть дети), баню топит, гладит кругом живота и говорит что-то тихо, неслышно».

С беременностью, например, связано такое поверье, записанное от жительницы д.Куженерка Надежды Ивановны Сухих: «Когда аборт делают, ребеночек не дается, отворачивается. Это Бог его упрятывает, а черти его тянут. А мать души губит – и его, и свою». По ее же представлению, «пока баба с пузом ходит, у нее две души али три, если дитёв много в пузе».

То, как беременная ведет себя, могло отразиться на новорожденном. Так случилось, например, с жительницей с.Старый Бурец Надеждой Тимофеевной Маскиной (1930 г.р.), которая, вопреки предостережению матери, будучи беременная первым ребенком, пошла провожать в последний путь своего умершего отца. «Ну, первая девочка и умерла у меня», — резюмировала рассказчица.

Со слов жительницы с.Ральники Анисьи Прохоровны Ральниковой (1918 г.р.) приведено поверье: «Вот человек рождается, а души в очереди стоят, чтоб веселиться. Поэтому ребенка нужно держать, крестясь, на руках, чтобы в него бес не вселился. Душа не знает, куда деваться».

В.К.Семибратов.
Духовная культура русского населения вятского юга – Киров 2017 г., с.47
Источник

Фото: С.Лобовикова

Читайте также:
Вятские названия: Отрясовская гора | Уржум

Поделиться в:
Все свои - информационный портал Кировской области

Сейчас смотрят:

Популярное сегодня: