До недавнего времени вопрос о том, кто отвечает за коммунальные счетчики, не предполагал каких-то иных ответов, кроме одного: за все отвечает собственник жилого помещения …
Даже если счетчик находился не в квартире, а на лестничной площадке, к примеру, жильцам не удавалось добиться бесплатной замены прибора учета в случае выхода его из строя или банальной кражи — суды отказывались удовлетворять такие иски. Но теперь правила изменились!
Кто отвечает за счетчики коммунальных ресурсов
Во-первых, с 1 июля 2020 года граждане освобождены от обязанности нести расходы на покупку и установку приборов учета электроэнергии по мере того, как у них истекает срок поверки или эксплуатации, либо счетчик выходит из строя или признается утраченным (ПП РФ от 18.04.2020 г. № 554).
Энергокомпания (гарантирующий поставщик или сетевая организация) должна бесплатно установить прибор учета в течение 6-ти месяцев со дня получения заявки от потребителя, а также обеспечить его дальнейшее обслуживание и поверку.
В связи с этим изменились правила распределения ответственности за электросчетчики:
- собственник квартиры или частного дома обязан обеспечить сохранность электросчетчика (в т.ч. целостность пломб и другого оборудования, которое входит в состав системы учета), если прибор установлен в самой квартире или в границах его земельного участка, на котором расположен дом;
- если же электросчетчик установлен за пределами жилого помещения (т. е. в коридоре, на лестничной клетке или вестибюле) обеспечивать его сохранность должен гарантирующий поставщик электроэнергии (п. 80 (1) Правил предоставления коммунальных услуг от 06.05.2011 г. № 354, ред. от 29.06.20 г.).
Обратите внимание, что это принципиально новый подход: раньше вся ответственность за счетчики, которые были вынесены в общий коридор многоквартирного дома, а равно на уличные столбы за границами частного домовладения, возлагалась на собственника жилого помещения.
Очевидно, что в таких случаях ему приходилось отвечать не только за себя, но и за третьих лиц — ведь в условиях, когда к счетчику есть свободный доступ, кто угодно может повредить пломбу или вовсе похитить прибор учета.
В судебной практике есть немало примеров, когда собственнику жилья приходилось платить штраф за безучетное потребление электроэнергии или покупать новый счетчик только лишь из-за того, что прибор располагался в местах общего доступа и собственник не смог обеспечить его должную сохранность.
Теперь энергокомпании придется доказать, что счетчик, расположенный за пределами жилого помещения, был поврежден или утрачен по вине собственника жилого помещения — иначе его нельзя будет привлечь к ответственности за повреждение пломбы и т. д.
По новым правилам ему должны отремонтировать счетчик или поставить новый бесплатно.
Что же касается индивидуальных счетчиков на воду, газ и тепловую энергию — по ним пока изменений не было, т. е. собственник жилого помещения по-прежнему за них отвечает и несет все расходы, связанные с их приобретением и поверкой.
Во-вторых, в судах сложилась устойчивая практика (подтвержденная Верховным судом РФ), согласно которой в неприватизированных жилых помещениях ответственность за работоспособность счетчиков лежит на муниципальной администрации.
Поскольку согласно Правилам № 354 (п. 81) оснащение жилья приборами учета возлагается на его собственника, то обязанность по установке, поверке и ремонту счетчиков в муниципальном жилье должна исполнять администрация (как представитель собственника), а не граждане-наниматели.
Если в квартире нет счетчиков на воду или электричество либо они есть, но истек срок поверки, жильцам не должны начислять плату за эти коммунальные услуги с повышающим коэффициентом 1,5, поскольку в этом нет их вины.
Такое решение вынес Верховный суд РФ (дело № 307-ЭС19-6279). Жильцы квартиры должны лишь обеспечивать сохранность прибора учета и пломб (с учетом новых правил по электросчетчикам — на неприватизированное жилье они тоже распространяются).
Читайте также:
Эксперт: Способы экономии на услугах ЖКХ