Человеческий мозг ничем не отличается от нашего тела и способен к умственным тренировкам и наращиванию «мыслительных мускулов». Шахматы в данном случае выступают универсальным тренажером, который не имеет аналогов по степени своей эффективности. Шахматы, с первых же дней знакомства с ними, учат детей логически мыслить и рассуждать. Особенностью игры является то, что она воздействует сразу на два полушария мозга.
Какая же польза от игры в шахматы?
Шахматы являются игрой с многовековой историей, которая отличается сложной многослойной логикой и неординарным игровым миром. Игра позволяет одновременно задействовать логическое и абстрактное мышление. Во время партии у ребенка одновременно задействуется оперативная и долговременная память. Мало какая деятельность способна вызывать данные состояния. Дети учится самостоятельно принимать свое собственное решение, а это очень важно. В ребенке также вырабатывается уверенность в собственном суждении, в умении правильно оценивать ход своих мыслей. И при этом они учатся не только логическому мышлению, но и делать выводы. Шахматы учат ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели, вырабатывать тактику и стратегию их достижения. Все это необходимо современному человеку для достижения успеха в жизни.
Что развивают шахматы:
Логика – логическое мышление в данном случае развивается само собой, без необходимости прилагать усилия. Игра сама обеспечивает способность использовать логические конструкции постоянно, даже после окончания партии;
Анализ – способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий. Достичь поставленных целей в жизни без проведения анализа и работой над ошибками невозможно;
Концентрация внимания – успех в шахматах невозможен без внимательности. Даже если ребенок не отличаетесь усидчивостью – не беда, регулярные занятия помогут развить эту черту. Прогресс наступает не сразу, но от партии к партии возможность полного сосредоточения и внимания будет открываться и расти;
Выработка характера – единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Самые критические этапы партии и продолжить сражение – все это закаляет и формирует характер;
Развитие целеустремленности – любой план на время игры имеет свою цель, к которой стремятся оба участника. Шахматы учат Вас достигать намеченных целей, встречая сопротивление противника. Шахматы позволяют участникам научиться находить самые краткие пути достижения желаемого.
Повышение обучаемости – никому не нравится проигрывать в игре, поэтому рано или поздно человек обратится к дополнительным материалам в книгах или интернете. Ребенку необходимо самостоятельно проанализировать полученные данные и научиться их применять в различных партиях.
Развитие творческих задатков – человек, практикующий игру в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения. Это является парадоксальным явлением, ведь шахматы – это интеллектуальная игра.
Системное мышление – многие люди не умеют мыслить организовано. Шахматы приучают человека к дисциплине, учат выстраивать логические цепочки ходов с учетом имеющихся обстоятельств. Шахматы так же способны выводить игроков за очерченные рамки, раздвигать горизонты и проделывать сложные комбинированные ходы.
Развитие критического мышления – проведенные исследования показали, что люди, занимающиеся шахматами, отличаются более развитой логикой и критическим мышлением на 19% больше, чем другие;
Нормализация эмоционального фона – во время игры используется холодный расчет, который предусматривает сведение эмоций к минимуму. Шахматы учат владеть собой , сохраняя спокойствие и внутреннюю гармонию в любой ситуации.
Подтверждение исследованиями
Положительное влияние шахмат подвергается ежегодным исследованиям и экспериментам. Так в 2008 году в Германии ученики начальных классов среди 4-х школ были разделены на две тестируемые группы.
Первая должна была в течение года заниматься игрой на протяжении одного часа в неделю. Вторая использовала это время для занятий математикой. Ученики обеих групп ранее испытывали сложности в усвоении школьной программы и отставали от своих сверстников.
В результате эксперимента стало известно, что участники первой группы существенно опередили своих «коллег» по вычислительным способностям, которые были проверены в ходе тестов. Подобные исследования были проведены и в Италии в 2013 году.
После многих лет наблюдения и ведения уроков шахмат с детьми профессор Московского Государственного Университета Наталья Талызина высказала такое мнение: “Дети и шахматы нашли друг друга”. У детей, играющих в шахматы, повышается успеваемость по всем предметам, заметно прогрессирует развитие памяти. Дети становятся более целеустремленными”.
Кстати, 20 июля отмечают
Читайте также:
Как воспитать уверенного в себе ребенка? Советы по повышению самооценки