Отталкиваясь от современных реалий, хочется пошутить, что даже если Дед Мороз красный, то он всё равно синий. Но вопрос, как оказалось, куда более серьёзный …
Изначально на Руси поклонялись всесильному Богу Зимы и Мороза. В современной литературе он больше известен как Морозко, а тогда, в сказаниях, его называли Студенец, Дед Трескун или Корочун.
Божество олицетворяло собой русские зимние морозы, сковывающие льдом реки и осыпающие природу снежным серебром. Его воспевали в легендах и сказаниях за то, что он дарил радость зимнего празднества и защищал от врагов невиданными холодами.
У Бога Зимы и Мороза было три ипостаси, три брата:
- старший брат — Мороз Белый нос (белая шуба). Суровый и безжалостный. Если его кто-нибудь встречал на своём пути, то домой он уже не возвращался;
- средний брат — Мороз Синий нос (синяя шуба). Морозил ленивых и малоподвижных людей, от чего нос у них становился синим;
- младший брат — Мороз Красный нос (красная шуба). Наиболее часто упоминаемый. Он благоволил трудолюбивым людям, у которых щеки горели на морозе.
После крещения Руси Церковь запретила любое упоминание языческих богов, в том числе и Бога Зимы и Мороза.
Позднее Петр Первый «притащил» в Россию аналог Санта Клауса (образ Святого Николаса или Николая Чудотворца) и перенёс дату Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января. Так в России появился добродушный образ Николая Чудотворца в красной шубе и красной шапке, который не имел ничего общего с древнерусским Богом Зимы и Мороза.
После Октябрьской революции положение Церкви ослабло, а Рождество было упразднено за ненадобностью. Для празднования Нового года понадобился свой символ и ритуал. Вспомнили о языческом божестве из древнерусских сказок.
В 1935 году член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев, по поручению Иосифа Сталина, опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовывать для детей празднование Нового года с участием древнерусского Деда Мороза.
В дальнейшем именно древний языческий Бог Зимы и Мороза, а не петровский аналог Санта Клауса, стал символом Нового года.
До 1998 года всесоюзный, а затем всероссийский Дед Мороз жил в Архангельске. Усилиями тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова и тогдашнего губернатора Вологодской области Вячеслав Позгаева Дед Мороз переехал в Великий Устюг.
Отношение Церкви к Деду Морозу (как к языческому Богу) всегда было и остается сугубо враждебным. До сих пор некоторые церковные служители обвиняют Сталина за то, что он возродил языческое божество. В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан заявил, что поддержит проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза», если «дедушка» примет крещение, что само по себе не представляется возможным.
В 2012 году, чтобы дети не путали Деда Мороза и Санта Клауса, был подписан Кодекс чести:
…все Деды Морозы должны одеваться в шубу только синего или серебристого цвета.
Пропаганда пропагандой, а Дед Мороз — это неотъемлемая часть русской традиции, которая уходит своим корнями далеко в прошлое. Давайте поблагодарим белого Деда Мороза за то, что он защищает нас от врагов; синего Деда Мороза за то, что он подгоняет нас, не давая вести праздный и ленивый образ жизни; красного Деда Мороза за то, что он вознаграждает нас за трудолюбие, даря подарки.
Читайте также:
Ученые: В каком возрасте дети перестают верить в Деда Мороза