Чем отличается синий Дед Мороз от красного

Чем отличается синий Дед Мороз от красного Это интересно

Отталкиваясь от современных реалий, хочется пошутить, что даже если Дед Мороз красный, то он всё равно синий. Но вопрос, как оказалось, куда более серьёзный …

Изначально на Руси поклонялись всесильному Богу Зимы и Мороза. В современной литературе он больше известен как Морозко, а тогда, в сказаниях, его называли Студенец, Дед Трескун или Корочун.

Божество олицетворяло собой русские зимние морозы, сковывающие льдом реки и осыпающие природу снежным серебром. Его воспевали в легендах и сказаниях за то, что он дарил радость зимнего празднества и защищал от врагов невиданными холодами.

У Бога Зимы и Мороза было три ипостаси, три брата:

  • старший брат — Мороз Белый нос (белая шуба). Суровый и безжалостный. Если его кто-нибудь встречал на своём пути, то домой он уже не возвращался;
  • средний брат — Мороз Синий нос (синяя шуба). Морозил ленивых и малоподвижных людей, от чего нос у них становился синим;
  • младший брат — Мороз Красный нос (красная шуба). Наиболее часто упоминаемый. Он благоволил трудолюбивым людям, у которых щеки горели на морозе.

После крещения Руси Церковь запретила любое упоминание языческих богов, в том числе и Бога Зимы и Мороза.

Позднее Петр Первый «притащил» в Россию аналог Санта Клауса (образ Святого Николаса или Николая Чудотворца) и перенёс дату Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января. Так в России появился добродушный образ Николая Чудотворца в красной шубе и красной шапке, который не имел ничего общего с древнерусским Богом Зимы и Мороза.

После Октябрьской революции положение Церкви ослабло, а Рождество было упразднено за ненадобностью. Для празднования Нового года понадобился свой символ и ритуал. Вспомнили о языческом божестве из древнерусских сказок.

В 1935 году член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев, по поручению Иосифа Сталина, опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовывать для детей празднование Нового года с участием древнерусского Деда Мороза.

В дальнейшем именно древний языческий Бог Зимы и Мороза, а не петровский аналог Санта Клауса, стал символом Нового года.

До 1998 года всесоюзный, а затем всероссийский Дед Мороз жил в Архангельске. Усилиями тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова и тогдашнего губернатора Вологодской области Вячеслав Позгаева Дед Мороз переехал в Великий Устюг.

Отношение Церкви к Деду Морозу (как к языческому Богу) всегда было и остается сугубо враждебным. До сих пор некоторые церковные служители обвиняют Сталина за то, что он возродил языческое божество. В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан заявил, что поддержит проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза», если «дедушка» примет крещение, что само по себе не представляется возможным.

В 2012 году, чтобы дети не путали Деда Мороза и Санта Клауса, был подписан Кодекс чести:

…все Деды Морозы должны одеваться в шубу только синего или серебристого цвета.

Пропаганда пропагандой, а Дед Мороз — это неотъемлемая часть русской традиции, которая уходит своим корнями далеко в прошлое. Давайте поблагодарим белого Деда Мороза за то, что он защищает нас от врагов; синего Деда Мороза за то, что он подгоняет нас, не давая вести праздный и ленивый образ жизни; красного Деда Мороза за то, что он вознаграждает нас за трудолюбие, даря подарки.

Источник

Читайте также:
Ученые: В каком возрасте дети перестают верить в Деда Мороза

Поделиться в:
Все свои - информационный портал Кировской области

Сейчас смотрят:

Популярное сегодня: