Мы все, кто закончили в свое время советские школы, недовольны уровнем знаний наших детей, которые заканчивают школы российские. И даже те из них, кто успешно сдает ЕГЭ не всегда могут ответить даже на самые простые вопросы.
Но ведь советская система образования не без оснований считалась (и была признана!) одной из лучших в мире. Что с ней случилось? Неужели за какие-то 30 лет после развала СССР с отличной системой образования могли произойти такие негативные метаморфозы? С 1960 года СССР стабильно занимал первые места в рейтинге самых образованных стран. А теперь российское образование практически нигде не котируется и не признается.
Так чем же советские школы были лучше?
- Кадры решают если не все, то многое
Да, у советских учителей была отличная профессиональная подготовка. И дело даже не в том, что кадровая подготовка будущих специалистов в СССР кардинально отличалась от современной. В основе всего лежала идея. Именно идейность учителей играет очень важную роль в их способности учить и воспитывать. Нужно быть твердо в чем-то убежденным, чтобы передать это детям.
И среди советских педагогов, выращенных на Макаренко и других великих гениях педагогики, убежденных было большинство. Они буквально «горели» и передавали этот свет. Конечно, ближе к 80-м годам у многих этот свет начал гаснуть. Но не у всех. Еще было достаточно учителей увлеченных, если не идеями партии и коммунизма, то чем-то другим. Например, у меня была учительница русского языка и литературы, которая любила театр. Она организовала в школе театральную студию, в которую с удовольствием ходили даже отъявленные двоечники. И никого не прогоняли. Всем находились внимание, роль и доброе слово. И мы любили эти часы. Мы учились говорить, двигаться, играли на школьных утренниках и праздниках и буквально плакали, когда наша Ирина Александровна уехала от нас в Москву вместе с мужем-военным. Были и другие увлеченные учителя, не оставлявшие равнодушными нас.
И к месту будет здесь вспомнить слова И.В.Сталина на VIII съезде ВЛКСМ в 1928 году:
Овладеть наукой, выковать новые кадры большевиков — специалистов по всем отраслям знаний, учиться, учиться, учиться упорнейшим образом, — такова теперь задача.
И в основе советской системы образования были именно учителя. Сейчас, увы, таких учителей очень мало. Ведь идей, которыми можно гореть, практически не осталось. А ведь когда-то даже Бисмарк после победы в битве при Садовой в 1866 году в войне Пруссии против Австрии сказал, что её одержал прусский народный учитель. Так что учителя всегда были основой образования. Быть учителем считалось почётно. Учителей уважали и родители и тем более сами школьники. Педагоги были настоящими авторитетами.
2. Мотивация школьников
Советские школьники хотели учиться. Им с раннего детства внушали про:
Ученье — свет, неученье — тьма.
Поэтому в школу все приходили в достаточной степени мотивированными. И утратить эту мотивацию было сложно благодаря системе, которая была интегрирована со школьным образованием: октябрята, пионеры и комсомольцы. Тех, кто откровенно плохо учился, а особенно ленился, могли не принять в октябрята и пионеры. А могли и исключить. Конечно, это крайние меры. Но вот система «проработки» отстающих работала на пять с плюсом. Их не просто критиковали на собраниях и ругали на педсоветах, к ним прикрепляли товарищей, которым поручали подтягивать учебу. И это работало. Худо-бедно, все старались по тем или иным причинам. кто-то, чтобы поступить в вуз, кто-то, чтобы к нему меньше приставали. Ведь приятного в таких коллективных проработках мало.
В современных школах больше переживают о самооценке и психологическом климате учеников, чем об уровне их знаний. Детей учат не переживать за оценки. И конечно, никаких коллективных проработок двоечников давно нет.
3. Равные права для всех
Главным преимуществом советской системы школьного образования можно назвать его доступность для всех. Это право было закреплено конституционно (статья 45 Конституции СССР 1977 года). Главное отличие советской системы образования от американской, английской, или современной российской заключалось в единстве и согласованности всех звеньев образования. Не было гимназий, лицеев, элитных школ. Все школы были одинаковыми, программа была единой по всей стране. и требования тоже были едиными, как и критерии оценивания. В Москве, в Ереване, в Батуми, во Львове, в Витебске, в Караганде или далекой сибирской деревне, везде учили оному и тому же. По одним и тем же учебникам.
А школьники ходили в школы по всей стране в одинаковых костюмах, форменных платьях и фартуках. Мы учили одну историю, литературу, одни и те же теоремы и формулы. Хотя у нас и не было единых для всех ВПР и ЕГЭ. Парадокс, да? Уйти от единой школьной программы, но внедрить единую экзаменационную систему для детей с разным уровнем подготовки.
4. Чёткая вертикальная система
Еще одно отличие от современных российских школ — четкая образовательная вертикаль:
- начальная школа;
- средняя школа;
- ПТУ или техникум;
- вуз;
- аспирантура;
- докторантура.
Она есть и сейчас, но в размытом виде. В советское время четкое понимание ступеней давало возможность школьникам точно спланировать вектор своего обучения. Для каждой ступени были выработаны единые программы и требования. При переезде родителей или смены школы по каким-либо иным причинам не было необходимости заново изучать материал или привыкнуть к системе, применяемой в новом образовательном учреждении.
Да, были профильные классы и школы, где дети могли углубленно изучать те или иные предметы. Но туда нужно было поступать. И с целью именно учиться дальше. А не так, как сейчас просто ради престижа и не всегда со способностями.
5. Воспитание
Да, в советских школах воспитывали. При этом именно школьное воспитание декларировалось как основной. Родители должны были только помогать в этом учителям и пионерским вожакам. А как иначе? Ведь родители работали и видели своих детей всего по нескольку часов вечером. А школа активно охватывала практически все свободное время учеников. В школах были секции, кружки, а главное, пионерские отряды. Постоянно проводились какие-то мероприятия:
- сбор макулатуры или металлолома;
- смотры строя и песни;
- Зарницы и Веселые старты;
- конкурсы стенгазет.
Среднюю школу активно привлекали к воспитанию младшеклассников-октябрят. Они были вожатыми и отвечали за досуг и успеваемость своих подопечных. А по вечерам в школах часто проводили концерты и даже дискотеки для старших классов. Так получалось, что времени на бесцельное времяпровождение у школьников практически не оставалось. И все время рядом были старшие, которые направляли, объясняли, учили. Воспитывали.
Да, получалось не всегда и не со всеми. Но все равно большинство советских школьников впитали все это.
Если подвести итог, можно сказать, что в СССР образование стояло, как древняя земля, на трех «китах»:
- Уважение к учительскому труду и институту школы в целом;
- Единое по всей стране разностороннее обучение и синхронизация сведений, получаемых в результате изучения различных предметов, через идеологию;
- Наличие мощного стимула к учебе, благодаря шефству старших над младшими и все той же идеологии.
Есть ли это у современных школ? Большой вопрос …