Охранник магазина попросил женщину оставить сумку в камере хранения. Когда та вернулась с покупками, то нашла вещи в помойном ведре. Некоторые покупатели своих вещей и вовсе не находят. Так обязательно ли оставлять их в камерах хранения и что делать, если вещи пропали?
По инструкции
Охранники в магазинах действуют по инструкции — когда магазин закрывается, они должны открыть все камеры хранения, проверить их исправность и очистить от забытых вещей. Так что, если Вы вспомните о забытой в камере сумке на следующий день, вы вряд ли ее найдете.
Но оказывается,
оставлять вещи в камерах хранения совсем не обязательно. Заставить это делать не имеют права. И запечатывать вещи в полиэтиленовые пакеты не могут тоже. Это унизительно и нарушает презумпцию невиновности. А если вещи все же в камеру сдаются, то магазин должен нести за них ответственность.
Денис Меркулов, юрист: «В Гражданском кодексе четко указано, что в Российской Федерации действует свобода заключения договора. Положив вещи в камеру хранения, тем самым мы заключаем договор хранения с магазином. Когда магазин принимает на себя ответственность положить эти вещи на хранение, то есть хранить их, он несет за них материальную и иную ответственность».
И сотрудники торгового зала точно не могут прикасаться к вещам клиентов.
Никита Тарновский, юрист: «Вскрывать ячейку можно только в присутствии полиции, например. Потому что, когда в ней находятся ваши вещи, это уже не собственность магазина».
К тому же существуют целые группировки, которые специализируются на кражах вещей именно из ячеек супермаркетов. Знают, что те элементарно вскрываются, уверяет Раиса Пономарёва, которая уже 15 лет продает ячейки для хранения вещей. Среди ее клиентов — крупнейшие российские гипермаркеты. Но даже самые богатые торговые сети, откровенничает Раиса, покупают самые дешевые ящики.
Раиса Пономарёва, менеджер магазина: «Многие закупщики берут подешевле шкафы, экономят. Металл у них очень тонкий, замки очень легко открыть ножом или отверткой, и даже просто нажав».
А иногда, чтобы взломать ячейку, специальные приспособления и вовсе не требуются. В некоторых торговых точках все ящики открываются одним ключом.
Зная все это, многие покупатели не решаются оставлять сумки в камерах хранения. И попадаются охранникам, которые на выходе устраивают выборочный опрос и просят показать чек. Однако задерживать и досматривать покупателей охранники тоже не имеют права. Они могут лишь вызвать полицию. И снимать их действия на телефон внутри магазина, особенно в таких ситуациях, можно и нужно.
Никита Тарановский, юрист: «У нас есть презумпция невиновности, согласно которой магазину нужно доказать, что вы украли товар».
Увы, торговые сети экономят на обучении персонала. Не объясняют охранникам, что те становятся работниками сферы услуг. Что именно их видят при входе и запоминают при выходе из магазина. И вместо того чтобы сделать это впечатление приятным или хотя бы нейтральным, они создают магазину дурную репутацию, а сами рискуют лишиться свободы на срок до двух лет.
Читайте также:
Новые требования к работе магазинов и рынков: Что изменилось