Священник Андрей Ткачёв: Об обществе потребления

Об обществе потребления Это интересно

Зачем мы ходим в супермаркеты и проводим там много времени? С какой целью? Что мы там ищем? И находим ли? О современном обществе потребления рассказал протоиерей Андрей Ткачёв.

Эпоха потребления

Сегодня упомяну известное, наверное, для вас словосочетание «эпоха потребления». Эпоха потребляющая и производящая … Производящая больше, чем нужно, и потому нуждающаяся в рекламе для разжигания аппетита. Чтобы как можно больше потреблять. Эпоха больше выбрасывающая, чем съедающая. Товары и услуги — это то, чем мы живём, и то, что критерием счастья имеем.

Человеком, который поднял эту проблему раньше нас, поскольку жил в обществе, которое достигло пиковых форм развития гораздо раньше нас, был Эрих Фромм, психолог, психоаналитик, писатель.

В 1958-м году он дал интервью, в котором выразил обеспокоенность развитием современной американской цивилизацией. Нас это тогда ещё не касалось. В СССР тогда ещё не выпускали туалетную бумагу. В нашей стране к товарам и услугам было специфическое отношение – мы осваивали месторождения газа и нефти, на которых до сих пор живём. Закладывали инфраструктурные проекты, на которых до сих пор живём. Мы считали, что достаточно два сорта колбасы. И прекрасно было, между прочим.

А в это время Штаты достигли пиковых форм развития по части производства товаров и услуг. Эрих Фромм отмечал, что никто и никогда до них так богато не жил. Америка обогатилась на Второй мировой войне, вложив миллиарды долларов в восстановление разрушенной Европы и Японии, и уже получала дивиденды со своих вложений. Американцы уже тогда имели телевизоры и автомобили, о чём мы еще не мечтали даже в 90-е. Потребление стало маркером успеха.

Эрих Фромм подчеркивает, что надо опасаться за будущее, потому что от переизбытка удовольствий разрушались великие империи. Что в зоне комфорта человек теряет такие качества, как мужество, терпение, стойкость. Что потребительская атмосфера вынуждена прибегать ко лжи.

Например, человек, который работает рубанком или стамеской или сварочным аппаратом, имеет счастье не торговать своей улыбкой. В отличие от коммивояжёра, менеджера, продавца, «белого воротничка», который всё время вынужден улыбаться и предлагать не очень нужные нам вещи. Так сказать, втюхивать залежалый товар потребителю, вечно торгуя своей совестью и душой. В этом его квалификация.

Фермер может быть угрюмым. Убирая навоз из-под своих лошадок, он может напевать весёлую песенку и может никому не улыбаться. Он не торгует лицом. Он торгует руками. Мы этого лишились, и мы лишились радости от работы.

Фромм говорил, что мы не радуемся от работы, поскольку не видим конечного продукта. Счастлив тот, кто сделал и видит, как это полезно потребителю. Как счастлива, мама, которая испекла пирог и видит, как её дети уминают его за обе щёки.

Человек же, стоящий за конвейером кондитерской фабрики и упаковывающий торты, не радуется своей работе, потому что он не видит плодов своих трудов. Работает для того, чтобы заработать деньги, и вновь зайти в супермаркет.

Среди всех тех потерь, которые непременно ожидают общество потребления, Эрих Фромм называет и потерю религиозности. Настоящего религиозного опыта нет или его очень мало. В основном это смесь Дейла Карнеги с библейскими заповедями: желание быть успешным, приобрести влияние на людей и ещё умудрится с Богом не поссориться.

И если спросить людей, как они себе представляют рай, большинство ответят, что рай – это супермаркет, в котором каждую неделю обновляется товарный ряд, а у тебя достаточно денег, чтобы купить всё, что тебе захочется.

К сожалению, и наш соотечественник теперь видит рай примерно так же. Рай – это ТЦ «Лас-Вегас», в котором я покупаю всё, что хочу с перерывом на кофепитие или съедание мороженого, и у меня на всё хватает денег.

Обратите внимание, что идея рая, как комфортного места пребывания, где есть изобилие товаров и услуг, резко противоречит с настоящим раем, и проповедниками там и там выступают два антагониста — священники и реклама. Для того, чтобы загнать тебя в рай товарный, нужна реклама. Самые лучшие проповедники сегодня — это рекламодатели. Творцы рекламных роликов, которые хотят вам показать, чем отличается новая зубная паста от старой. Это проповедь нового стиля жизни. Это проповедь счастья через приобретение.

«Иметь или быть?» — задаёт вопрос Эрих Фромм . Эту проблему он поставил в 1958-м году. Американцы шагали в эту пропасть быстрее, Завидовать здесь нечему. Теперь и мы с вами шагаем в ту же пропасть, плохо осознавая происходящее. И нам стоит прислушиваться к тревожным голосам умных людей, который полста лет назад прекрасно осознавал последствия такого развития.

В очередной раз заходя в супермаркет, не будьте детьми, не разбегайтесь по полкам глазами. Покупайте только то, что вам надо. Поменьше вникайте в рекламные проспекты и буклеты. Будьте поумнее! И знайте, что магазин никогда не будет раем. А настоящий рай никаким образом не похож на магазин. Это несовместимые вещи.

В общем это пища для размышления для каждого человека, живущего в этом безумном безумном безумном мире.

Источник

Читайте также:
Насколько популярны моральные ценности в нынешнем обществе

Поделиться в:
Все свои - информационный портал Кировской области

Сейчас смотрят:

Популярное сегодня: