— Почему современные дети не понимают смысл прочитанного?
— Почему в средних и старших классах приходится вводить урок смыслового чтения?
— Почему мальчишки и девчонки не любят читать?
— Почему молодёжь безграмотно пишет?
К таким плачевным результатам мы приходим в погоне за «ранним развитием». Мы стараемся развивать логическое и абстрактное мышление, учим дошкольников читать и писать, хотя их мозг пока не готов к такой работе.
Заполняя жизнь ребёнка деятельностью, которая не соответствует его интересам и потребностям, пичкая знаниями, в которых он пока не нуждается и не способен полноценно воспринять мы лишаем его возможностей для полноценного формирования тех интеллектуальных навыков, которые могут и должны формироваться в период дошкольного детства.
А значит и не развиваются связанные с этими умениями центры мозга. Перескочив и оставив недоразвитыми базовые интеллектуальные навыки, мы создаём потолок для развития поздних и более сложных.
Поступая так, мы уподобляемся горе-строителям, которые возводят этажи здания, не достроив фундамент. Как вы думаете, удачной будет конструкция?
Приведу результаты исследования учёных из Кембриджа. Они сравнивали две группы детей. Одних учили читать в пять лет, а других на два года позже — в семь. Затем этих же ребят посмотрели в 11 лет и оценили способность школьников к чтению и пониманию прочитанного.
Оказалось, что навыки чтения одинаковы у той и у другой группы испытуемых,
но мальчики и девочки, которых учили читать в 5-6 лет:
— хуже понимали смысл прочитанного,
— не любили читать.
Почему так происходит?
Нейропсихология даёт такой ответ. Мозг 5-6-летнего ребёнка ещё не достиг функциональной зрелости, он воспринимает и перерабатывает поступающую информацию теми структурами, которые готовы это делать.
Экспериментально выяснено, что пятилетки и семилетки учатся читать, используя разные мозговые центры. Малыши воспринимают написанное слово как рисунок, картинку, а не как абстрактный символ.
Получается — мы учим детей читать тогда, когда их мозг ещё не готов это делать. Выкручиваясь из этой сложной ситуации, мозгу приходится искать компенсаторные стратегии. И он их находит — дети осваивают и чтение, и письмо, используя для этого другие центры мозга.
Следует иметь в виду, что в долгосрочной перспективе компенсаторные стратегии оказываются неэффективными. Переучиваться, осваивая новую стратегию, мозгу слишком трудно и он продолжает пользоваться той, которую когда-то усвоил.
Итог — повальная безграмотность, трудности с пониманием смысла прочитанного. А как же можно любить читать, если с трудом понимаешь смысл?
Понятно, что дети разные. Функциональная готовность мозга к чтению у одних формируется чуть раньше, у других чуть позже. 7 лет — усреднённая цифра. Наверняка есть дошкольники, которые готовы учиться читать в 6,5 лет и в совсем исключительных случаях в 6 лет.
Вы можете сами определить физиологическую готовность своего сына или дочери к овладению чтением по следующим критериям:
— Ребёнок не только говорит предложениями, но может составить связный рассказ.
— Он с интересом слушает рассказы и сказки, отвечает на вопросы по содержанию прочитанного, высказывает собственное отношение к героям и их поступкам.
— У него развит фонематический слух.
— Он способен услышать и распознать звук в начале, середине и конце слова.
— У ребёнка нет логопедических проблем: он умеет произносить все звуки, у него сформированы мелодика и ритм речи.
— Малыш не путается в понятиях «право», «лево», «верх», «низ» и т.п. Легко ориентируется в пространстве и на листе бумаги. Понимает, как меняется направление со сменой собственного положения в пространстве.
Когда мозг ребёнка дозрел, сформировались в необходимом объёме предварительные навыки, ребёнок легко освоит и чтение, и письмо. И что не мало важно — будет учиться с удовольствием.
Понимаю, что моя статья не изменит ситуацию в масштабах страны, но может быть некоторые родители, воспитатели детских садов и учителя задумаются и изменят ситуацию для своих детей.
Светлана Цуркан
Источник: