Ученые во главе с профессором Карли Двухом утверждают, что большое количество игрушек негативно сказывается на развитии и психологическом состоянии ребенка.
Исследователи изучили поведение 36 детей: сначала их посадили в комнату с 4 игрушками, а затем – с 16. Оказалось, что когда у детей было всего 4 игрушки, они были веселыми, изобретательными и находчивыми. А в комнате с 16 детям быстро стало скучно, у них испортилось настроение и они начали плакать. Такое поведение ученые объясняют тем, что маленькие дети не справляются с высокой концентрацией внимания.
«Это исследование было проведено для того, чтобы определить, влияет ли количество игрушек на качество игры. Когда у детей было 16 игрушек, у них снижалась продолжительность и глубина игры. В период младенчества дети еще не обладают высокой концентрацией внимания, поэтому обилие игрушек создает рассеяность мышления. Меньшее количество игрушек позволяет детям сосредоточиться, начать исследовать игрушку и подходить к процессу творчески», – подытожил Карл Двух.
Подобные исследования с той или иной частотой появляются почти каждое десятилетие и призваны показать, что несмотря на активное развитие технологий, свойства человеческого мозга остаются прежними. Например, в 1990-ом году ученые Эльке Шуберт и Стрик Райнер провели эксперимент, в ходе которого изъяли все игрушки из детского сада на три месяца. За несколько недель детская игра скорректировалась, стала творческой и социальной.
В России привычка покупать детям как можно больше игрушек сформировалась после 90-х годов, когда на рынок поступили зарубежные товары. Многие родители с тех самых пор руководствуются принципом: «Раз у меня не было, все самое лучшее должно быть у моего ребенка». Надо сказать, что несмотря на то, что времена дефицита давно позади, привычка никуда не исчезла. Хотя на сегодняшний день она, скорее, связана с обилием гаджетов, которых еще 10 лет назад было гораздо меньше. Сколько игрушек должно быть у ребенка и как их выбирать, чтобы не навредить детскому развитию, рассказала психолог Лариса Суркова.
Оказывается, что обилие игрушек не только влияет на концентрацию внимания, но и приводит к психологическому выгоранию.
«Чем больше вокруг ребенка игрушек, тем больше рассеивается его внимание. Он не в состоянии сосредоточиться, он быстро от них устает, можно даже сказать, что ребенок эмоционально перегорает. Родители грешат, когда покупают множество разных игрушек. Сначала ребенок радуется, но это не продолжительная радость. Иногда новому приобретению он радуется не дольше одного дня, потом внимание рассеивается и переключается на что-то другое. Ребенку становится скучно, потому что он не может долго самостоятельно играть.
Он начинает вовлекать в этот процесс родителей, у него уже нет первоначальной радости от познания чего-то нового. Поэтому начинает страдать и творческий потенциал ребенка. Множество исследований проведено на эту тему, и родители сами замечают – если ребенок попадает в среду, где игрушек нет или их мало, он начинает придумывать какие-то новые функции. Если в обиходе у ребенка по каким-то причинам оказался один единственный конструктор Лего, то из него ребенок может собрать множество новых конструкций», – пояснила Суркова.
Как бы парадоксально это ни звучало, психологи рекомендуют воспитывать детей в нужде — так они не только смогут ценить подарки, но и начнут быстрее развиваться, уверены специалисты.
«Психологи не призывают родителей выбросить все игрушки, но просто ради эксперимента можно оставить ребенка наедине с одним листом бумаги и посмотреть, что он будет с ним делать. Не говоря уже о малышах, для которых самые ценные игрушки – это ложки-поварешки, кастрюли, папины инструменты – всё, чем занимаются родители. Так дети быстро вовлекаются в занятия взрослых. Кстати, это самый распространённый вопрос родителей: «Я даю ребенку все самое лучшее, а он сидит и ноет, ему ничего не хочется. Что происходит?» Конечно, он сидит в своем игрушечном царстве, буквально в собственном игрушечном магазине, и у него нет желания играть, у него наступает пресыщение, он не может сказать, что он хочет, ему неинтересно, ему только остается плакать», – объясняет Суркова.
Чтобы постоянно поддерживать интерес ребенка к игре, психологи рекомендуют раз в месяц менять игрушки местами, оставляя в свободном доступе не более 10.
«Выкидывать игрушки не нужно. Понятно, что покупая большое количество игрушек, родители часто реализуют свои собственные комплексы. У них не было таких возможностей, и им хочется всего и сразу для своего ребенка. В этом нет ничего страшного, покупайте. Но меняйте игрушки местами. Есть отличный способ, когда вы оставляете 10-15 игрушек, остальные складываете в коробочки, аккуратно убираете, например, на антресоли, а через месяц достаете и меняете. Такой подход сохранит у ребенка ощущение новизны, и он постоянно будет рад игрушкам», – говорит Суркова.
Постоянный дефицит рождает в ребенке драйв, ему хочется преодолеть себя, придумать и организовать что-то новое.
«Мы знаем, что все великие изобретения были созданы не от того, что все было, а от того, что чего-то не хватало. На детях это работает абсолютно также. Если в жизни ребенка присутствует немного дефицита, то это гораздо лучше. Тогда рождается некий драйв, хочется себя преодолеть, хочется что-то новое организовать, придумать. Если родители его в этом поддерживают, ребенок всегда собой гордится в таких случаях. Важно, чтобы родители умели адекватно похвалить его достижения и стремления что-то сотворить», – считает психолог.
Несмотря на всю популярность гаджетов, исследователи уверяют: «Чем меньше ребенок ими пользуется – тем лучше». Детям до 3-х лет не рекомендуется давать какой-либо гаджет дольше, чем на 7 минут.
«Родители, конечно, сопротивляются этому. Мамы говорят, что тогда они вообще не выживут, что им необходимо время на передышку. В таких случаях, мы говорим, что необходимо сократить время общения ребенка с гаджетами. Детям до трёх лет пользоваться ими можно максимум 5-7 минут. Для детей дошкольного возраста больше, чем на полчаса сконцентрировать свое внимание на чем-то все равно сложно. Поэтому даже полчаса времени, проведенного за просмотром того же мультика, лучше разделить на части», – сказала эксперт.
Источник: