Почему люди верят в Бога? Является ли это их личным выбором, или они предрасположены верить в него? Какой ответ дает наука?
Группа ученых, возглавляемых психологом Джастином Барреттом, завершили трехлетний проект «Познание, религия и теология», в рамках которого попытались выяснить психологические основы веры в Бога и в загробную жизнь.
Ученые провели исследование в 20 странах, изучив традиционно религиозные и атеистические сообщества. Результаты получились довольно интересными.
Почему люди склонны верить в Бога :
- Дети до 5 лет склонны накладывать на взрослых сверхъестественные свойства. Примерно к 4 годам дети начинают понимать, что их родители не обладают всеведением. Но из-за потребности верить в это, они перемещают эти свойства на сверхъестественные сущности: богов и духов.
Таким образом, ребенок наделяет своих родителей всеми теми атрибутами, которые религиозные доктрины приписывают своим божествам: святость, абсолютная власть, всеведение, вечность, вездесущность. Но затем происходит процесс замещения реальных объектов на сверхъестественные.
Это удивительно, что дети уже с самого раннего возраста пользуются религиозными эпитетами для описания окружающей среды. Поэтому дети так легко начинают верить в Бога и прочие сверхчувственные сущности. Факт наличия в детях потребности верить во что-то сверхчувственное говорит о прирожденной склонности людей к вере в Бога.
- Люди во многих различных культурах инстинктивно верят, что какая-то часть их разума, души или духа живет после смерти. Исследования показывают, что люди являются естественными «дуалистами», которым удобнее жить с мыслью о разделении души и тела.
- Религия с меньшей вероятностью будет процветать среди населения, живущего в городах развитых стран, где уже существует мощная социальная поддержка.
Это значит, люди склонны иметь религиозное мировоззрение из-за отсутствия сильной социальной поддержки. В таком случае атеизм и светский гуманизм являются альтернативой религиозного мировоззрения в сильных безопасных сообществах.
- Религия является общим для всех людей явлением. Это говорит о том, что попытки подавить религию, вероятно, будут недолговечными, поскольку человеческая мысль естественным образом связана с религиозными переживаниями.
Из всего этого можно сделать вывод, что учение об отсутствии бога — атеизм, и учение о существовании бога — теология, являются равнозначными мировоззренческими системами в рамках естественного человеческого мировосприятия. Важно разделять естественное мировосприятие с научным познанием.
Также можно заключить, что появление религиозности у людей не обязательно связано с воспитанием и приобщением к определенной религиозной культуре. Скорее дети сами склонны приобщаться к этой культуре, потому что они уже имеют для этого когнитивную базу.
Читайте также:
Зачем нужна церковь? Отвечают эксперты «Яндекс.Кью»