Вятская земля: Взгляд на далекое прошлое

Вятская земля: Взгляд на далекое прошлое Вятка

История Вятки до последнего времени остается мифологизированной и далекой от реальных фактов и современных исторических представлений …

Согласно известному «Сказанию о вятчанех«, языческая вотско-чудская Вятка заселялась беглыми новгородцами, прибывшими сюда двумя партиями в 1181 году и взявшими штурмом два городка аборигенов, Болванской и Кошкаров. Спустя неназванное время, был построен новый город Хлынов. Тезис этот принимается на веру, а все споры идут лишь о времени данного события, участия в нем ушкуйников и дате основания Хлынова.

Но археология региона свидетельствует о более сложных этнокультурных процессах. Бассейн Вятки был заселен на протяжении 3 тысяч лет. При этом, резкой смены населения не наблюдается. Прибывающие извне уживались и смешивались с прежним населением. Можно даже говорить о формировании особой Вятской народности.

Постепенная ликвидация ее произошла после присоединения Вятки к Московскому государству. Значительная часть вятчан (жители городов) в конце 15-го века покинула регион. Оплотом Московской власти стал Хлынов, заселенный поначалу, в основном, московитами, устюжанами и нижегородцами. Чтобы понять феномен Вятской земли следует углубиться в далекое прошлое …

Далекое прошлое Вятской земли

В 1 тыс. до н. э. столицей Прикамья был легендарный, описанный Геродотом, деревянный город Гелон, который можно отождествить с многослойным Елабужским городищем. Население региона в ту пору составляли отличные друг от друга, но дружественные племена — гелоны и будины, под которыми можно понимать европейский и азиатский компоненты Ананьинской археологической культуры бассейна Вятки. Отсюда происходит известная в средние века пара этнонимов Хлыны и Вотины, а также двойственность названий главной реки — Холун и Вятка (Ватка, Вати). Ват на многих языках означает «вода».

В 3 веке н. э. к югу от постананьинской Азелинской культуры появляется именьковское население, в основе своей праславянское. В 4-6 веках в контактной зоне (территория северного Татарстана) происходит проникновение культуры именьковцев в среду азелинского населения Волго-Вятского междуречья, а также появление здесь особого военизированного сословия.

Историк Седов на основании славянских заимствований в прапермских языках, считает, что это были Русы. Особую роль в этом процессе сыграли отряды европейского и азиатского рыцарства (остготы и гунны) оставившие захоронения на Вятке и нижней Каме. Вятка-Камье той поры и есть описанная в сагах Великая Холодная Свитьод, родина вождей и богов. В саге об Инглингах говорится, что основатели династии — асы — пришли из Азии, в Свитьод они встретились с ванами и после войны заключили с ними мир. В дальнейшем гунны и остготы участвовали в войнах в Зап. Европе. Римские артефакты времен Великого переселения народов находят в Прикамье. Часть рыцарей во главе с легендарным Одином ушла в 5 веке по известному с древности ‘Меховому пути’ на запад в Скандинавию, где обрела свои новые владения. Имя Один в германских языках звучит как Wotan, Vodin. Вероятно, это был сын вождя гуннов от местной женщины вотки (вотин).

Связи Вятки-Перми (Биармии) с Балтикой и Скандинавией прослеживаются на протяжении 5-15 веков. Потомки Одина-Вотана посещали Великую Свитьод, где встречались со своими родичами. По сагам Биармия была богатой страной, управляемой на основах военной демократии. Биармы предстают как во всем равные викингам, их князья владеют землями, имеют хорошо вооруженные дружины, родство с ними считается почетным. В соседстве с Биармией, южнее ее, располагалась отдельная область Алаборг, очевидно, княжество в низовьях Вятки и Камы с центром на всё том же Елабужском городище. Это и есть легендарная столица асов — Асгард, город в устье реки Ванов (Вятки). На роль крепости Ванов (ватинов) подходит уникальное Подчуршинское городище. Местное сказание о богатырях перекликается с сюжетами саг о биармах и ванах, а в расположенном вблизи него могильнике найдено рыцарское захоронение рубежа 4-5 веков с мечом и в шлеме, близком к вендельскому типу (6-7 век, Скандинавия).

Биармия всегда интересовала балтийских викингов. Одна из их группировок во главе со своим конунгом обосновалась на Волжском торговом пути в Волго-Клязьминском междуречьи. Финноугры и биармы были их главными союзниками и составляли основу объединенного войска. Русский каганат на Волге вел в 9-10 веках войны с Киевом, для удержания позиций было предпринято массовое переселение с бассейна Вятки на Оку. Так появилось славяно-вотское племя Вятичи (потомки именьковцев и вотинов). Этому процессу способствовало вытеснение именьковцев булгарами в 8 веке, а также прохождение через Прикамье в 9 веке мадьяр и печенегов.

Опустевшее Ветлужско-Вятское междуречье заселили предки марийцев. Волжские русы и их союзники сыграли важную роль в разгроме Хазарии, но их силы оказались подорваны войнами, что привело к падению Русского каганата, его продолжением стала Владимиро-Суздальская русь с династией киевских князей. При этом Вятичи, жившие на окраинах этого княжества, оказались разделены на три анклава: Вятка, Ока и Водская земля севернее Новгорода. В женском костюме вятичей и водян проступает сходство с традиционным нарядом Слободских удмурток (красный цвет ткани, повязанный определенным образом головной платок, передник и др. детали). В бассейне Оки много гидронимов типичных для Вятки (например, Пижма).

Археология 1-го тысячелетия н. э. свидетельствует о развитом производстве металлов на берегах Вятки и Камы. Отсюда далеко на запад и восток распространялись бронзовые украшения и амулеты Пермского звериного стиля и серебрянные гривны Глазовского типа Чепецкой археологической культуры, а также Неволинские пояса. На Вятке и верхней Каме были найдены самые ранние в Восточной Европе клады арабского и Сасанидского серебра, монеты и художественные вещи 5-8 веков. Прикамская Биармия поставляла меха чернобурых лисиц и соболей в северную Европу и арабам. Здесь раньше, чем в других регионах Сев. Европы появилась технология тройного пакета в изготовлении клинков. Торговые пути шли через Оку и Зап. Двину, через Ладогу и верхнюю Волгу; а также в обход Скандинавского п-ова и далее по Сев. Двине. Можно полагать, что до появления Русов на Ладоге и Волге в 9 веке, купцы биармов вели самостоятельную торговлю с Балтийским регионом.

По Фадлану, побывавшему у волжских булгар в 922г., богатые русы прибывали к ним на судах для торговли, имели свои большие гостевые дома, мольбища и захоронения. Археология подтверждает присутствие русов в крупных городах булгар. Нельзя исключить, что после разгрома в конце 10 века Киевскими князьями, Волжские русы перебрались ниже по Волге, где основали первоначальную Казань, в археологии которой имеются древнерусские артефакты, в частности, каменные укрепления схожие со староладожскими. Кроме того, цитадель Елабужского городища напоминает норманские каменные крепости 10-11 веков. Оба сооружения не имеют аналогов у булгар, само присутствие которых на сев. берегу Камы до 13 века остается незначительным. Можно полагать, что междуречье Волги и нижней Вятки имело особый статус, вследствие чего звалось в русских летописях Камской Булгарией. Вероятно, это был союзник Волжских булгар, которые, разумеется, пытались установить здесь свой контроль. После разгрома Волжских булгар монголо-татарами, на северный берег Камы, устремились беженцы, булгары-мусульмане, что привело к изменению этнической ситуации. Камской Булгарии удавалось некоторое время сохранять самостоятельность, Казань пала только в 1268 году под ударом обьединенного русско-татарского войска, город запустел на много лет.

В картографии Идриси (12 век) некие Артанские русы располагались в соседстве с булгарами где-то на территории нынешнего северного Татарстана и Мари Эл. Другой арабский путешественник — Гарнати — описывает прибывших в Булгар зимой купцов Вису по внешности и характеру схожих с русами. Это могли быть биармы, потомки русов и финноугров, поселившиеся в бассейне Вятки и Камы.

Археология Ветлужско-Вятского междуречья 9-12 веков свидетельствует о разнообразных внешних связях данного региона, и не исключает присутствие западно-славянского и скандинавского мужского населения — древних русов. Таким образом, существование в Приказанье некого особого булгаро-русского княжества вполне реально. В середине 13 века часть его населения, вероятно, переместилась на Вятку, именно тогда здесь отмечается рост городов. Из скандинавских источников известно, что часть биармов тогда же «бежала от татар» на восток Норвегии.

Важным событием в истории нашей земли стало появление в конце 12 века на Волге выше Казани выходцев с Галицкого княжества — берладников, — военизированного сообщества во главе с князем-изгоем. Берладники получили прозвище по исторической области Берладь, временному своему прибежищу в низовьях реки Прут, ныне территория вост. Румынии и юга Молдовы. Покинуть родину их заставило поражение в борьбе за власть с Киевскими князьями и преследование за приверженность старославянскому язычеству. На новом месте, пограничье русских и булгар, они вскоре не поладили с булгарами и часть их, поселившаяся на Елабужском городище, после разгрома крепости в 1181 году ушла вверх по Каме и далее на Вятку. Другая часть, остававшаяся на Волге (Важнангерское городище), бежала от карательного рейда булгар вверх по Ветлуге также на Вятку. Эти события искаженно отражены в Сказании о вятчанах. Вероятно, после взятия Казани в 1552 году булгарские летописи попали в Москву, где они использовались для написания Сказания. По ошибке перевода, галичан, захвативших крепость Аламир Султана (Алабугу), приняли за новгородцев.

На Вятке берладники-галичане поселились в двух анклавах: Усть-Моломском и Усть-Чепецком (Микулицком). Появление здесь военизированного мужского населения подтверждается археологией. Это характерные для крепостей юго-запада Киевской руси конструкции древо-земляных валов с жилыми клетями и полуземлянками, а также распространенные там же кресты-энколпионы. Так как женщин берладники брали из числа местных финноугорок, их потомки были славяно-вотскими метисами. В 13-14 веках они составляли заметную часть населения средневятских городов, о чем, опять же, свидетельствует археология: славяноидная керамика и другие артефакты совместного проживания славян и вятских аборигенов, а также редкое для Прикамья (и России вообще) число гидронимов с характерным для юго-запада Украины окончанием «-ица».

Оставшиеся на Волге берладники женились на черемисках, их потомки звались горные черемисы или мари. Имя созвучно с молдавским топонимом «маре» — высокий, верхний.

Некоторые важные сведения по рассматриваемой теме содержатся в непризнанной большинством историков булгарской хронике Джагфар Тарихы. В ней говорится, что опальный и отчасти близкий к русским правитель Гази Барадж для восстановления своей власти в Булгаре нанял в качестве казаков «заказанских язычников гарачцев», в которых легко угадываются потомки галицких берладников. После его свержения в 1230 году гарачцы ушли на Вятку, где жили в нескольких городках, один из них назван Гарья (Карино). В дальнейшем гарачцы разделились на христиан, мусульман и язычников, то есть, на русских, бесермен и вятских удмуртов-вотинов.

Во второй половине 14 века на Вятку стали проникать флотилии ушкуйников. Эти вольные люди обосновались на восточной окраине Новгородских владений, Перми Великой, где-то на водоразделе Вычегды, Вятки и Камы. Под водительством беглых новгородских бояр эти «разбойники» устраивали грабительские походы на города Поволжья, прежде всего, Булгарии. Вятка привлекала их как удобный плацдарм, более обжитой, чем глухие леса севера. Свои набеги они оправдывали борьбой с иноверцами. Происходило это с ведома Пермского епископа Стефана-Храпа, известного своей непримиримостью в деле христианизации народов севера. Ушкуйники были его соседями и, вероятно, союзниками. На Вятке им оказали сопротивление славяно-вотские язычники. Ушкуйникам, обосновавшимся в Микулицыном городке, удалось захватить и разрушить главное Вятское святилище (на территории современного Александровского сада в Кирове), но закрепиться на левом берегу Вятки им так и не удалось. Часть уцелевших вятских язычников ушла на восток и основала Карино. В 15 веке, в период становления Казанского ханства, власть здесь оказалась в руках Арских князей, потомков различных по происхождению булгаро-половецких князей, собравшихся в Приказанье после воцарения в степях монголо-татар. Джагфар Тарихы нелицеприятно описывает ушкуйников-разбойников, часто нападавших на города Булгарии. Вместе с тем, она признает выборность их воевод, достаточную организованность и многочисленность их поселений на Каме (где она поворачивает на юг), а также сообщает интересный факт, что слово Ушкуй было введено вятчанами. Скоростные вятские суда были известны в 15-16 веках. На мой взгляд, непонятное по происхождению слово «ушкуй-ускол» может быть искажением от вятского «ускор», что как раз означало ускорное (скоростное) судно. Вспомним наше выражение «на ускоре» (на скорую руку), то есть, буквально, на скоростном судне.

В устье Моломы, на стратегическом пути с Устюга в Булгар, располагалась древняя Вятка, центр отдельной волости на границе русских и булгар. В 12-15 веках она часто переходила из рук в руки, в 1375 году, в числе других русских городов, Вятка попала в список плательщиков ордынской дани. Ушкуйники, поселившиеся в Микулицкой волости, вели упорную войну за нее, столкновения продолжались до 1421 года. После этого можно говорить о консолидации Вятской земли, формировании некой общности, известной по летописям под именем вятчане. В знаменитом походе 1471 года на Сарай приняли участие все вятчане: потомки ушкуйников и берладников, Каринские князья с бесерменами и вотинами, а также, горные мари.

В походах вятчане управлялись выборными воеводами и ватаманами, — авторитетными командирами, предводителями ватаг, — военных подразделений — флотилий в несколько сотен речных стрелков. На суше эта ватага действовала боевым клином. Колын — второе название самого известного вятского города, Вятки на Моломе, связано с именем хлын. В 1391 году Колын-Вятка был взят войсками Тохтамыша, бежавшего от разгрома на Кондурче, а его население уведено в Москву, где появилась слобода Хлыново.

В 15 веке Вятская волость временами попадала в зависимость от Казанского царства, но в 1459 и 1478 годах возвращалась под власть Московского князя. Микулицкая (Слободская) волость и соседняя с ней Арская земля (Карино и бассейн Чепцы) оставались непокоренными. Именно сюда в 1489 году был предпринят известный поход огромного московского войска, в результате которого была ликвидирована независимость Слобожан и Арян. Остатки вольностей сохранялись здесь до середины 16 века, времени окончательной победы над Казанью. В 1489 году значительная часть вятчан с семьями была выведена с Вятки и расселена на южной границе Московского государства. В списках верхнедонских (тульских) казаков конца 16 — начала 17 веков мною обнаружены 160 фамилий полностью или частично совпадающих с вятскими той же поры. Часть населения Вятской земли, вероятно, бежала от войска Москвы вверх и вниз по Вятке. Так появилось верхнекамское (позже Сибирское) и Волжское казачества. В Саратовской и Волгоградской областях у потомков казаков встречаются характерные североудмуртские фамилии (такие как Будины и Кайсины). Вятским вотинам той поры, знавшим и русский и татарский языки, было проще обосноваться на территории бывшей Сарайской Орды. Донское казачество вышло из волжан, в него могли вливаться и молодые казаки из семей вятчан, поселенных в верховьях Дона. В документах 16 века упоминаются казаки, построившие свои городки в Волго-Донской переволоке, их атаманы носят имена Сары Азман и Карабай (!). Связи населения Вятки с днепровским казачеством также просматриваются. Как уже было сказано, на Вятку еще в домонгольский период переселились галицкие берладники. Нельзя исключить, что во второй половине 15 века их потомки вернулись на родину предков, став основой козаков-черкасцев (церковных). Возможность такого переселения подтверждается тем фактом, что в 17 веке часть горных черемис влилась в Днепровское казачество.

Очень интересно совпадение характерных особенностей казачьих захоронений в Чигирине с Вятскими из могильника 13-15 веков возле городища Никульчино, известного многочисленными находками вооружения. Это глубина захоронений, ориентация костяков, положение рук, наличие обожженных костей. По типу черепов чигиринцы отличаются от остального населения Поднепровья той поры, они наиболее близки к булгарам и половцам 9-12 веков. Это дает основание считать казаков пришедшими на Днепр откуда-то со стороны. После сказанного не удивительно полное совпадение Киевского герба казачьего периода (16-17в.) с Вятским — натянутый лук (арбалет) с рукой, выходящим из облака. Цвета украинского флага ранее принадлежали Галицкой земле. Очень любопытно, что вятские ватаманы носили полосатые сине-желтые шаровары.

Слово «козак» можно связать со словом «кош» — военный лагерь, стан, собрание. В этой связи интересно название древнего вятского города Кошкаров, что можно перевести как «город каров». Сравним с вотским названием Карино — Кара гурт — Каров город. Кары или гарачи — это потомки берладников-галичан. Кар — общее название для птиц семейства вороновых, в том числе, грачей и галок, с которыми связывают происхождение имени галичане. Эта птица была их символом. Некая птица была почитаема и каринскими удмуртами. Кошкаров мною отождествлен со Слободским городом. Слободой, помимо прочего, в 15-16 веках звали территорию с группой поселений, освобожденных от налогов и повинностей. На Вятке это была Микулицкая волость, верхний по реке город которой получил в Московских документах имя Слободской городок верхний. Старое казачье название постепенно было забыто. Рыболовные приспособления на гербе города более похожи на продолговатые корзины накрывачки, называемые у казаков Коши. В районе Слободского в ранних описях встречается фамилия Кошкарев, а также топонимы типа Кошкари. Сказанное дает некоторые основания начать историю города Слободского от упомянутого под 1181 годом Кошкарова.

В заключение отмечу, что существование достаточно независимой Вятской земли прослеживается по булгарским и русским источникам, по крайней мере, с 12 века. В булгарской хронике Нариман Тарихы 13 века прямо говорится о существовании на Вятке республики (туралык) в виде двух волостей с двумя выборными воеводами в каждой, военным и гражданским, которым вручались символы власти — палки (булавы). В периоды обострения отношений Владимирской Руси с Волжской Булгарией, а позже Москвы с Казанью, Вятка приобретала важное политическое и стратегическое значение. Многие высказанные мною гипотезы могут быть проверены в ближайшем будущем в ходе массовых генетических исследований населения. Первые шаги в этом направлении обнадеживают, в частности, подтверждаются родственные связи нынешних вятчан с потомками казаков (по общему предку, жившему 800 лет назад).

Евгений Харин, народный историк
Источник

Поделиться в:
Все свои - информационный портал Кировской области

Сейчас смотрят:

Популярное сегодня: