До сих пор этот миф распространен среди поклонников советского прошлого, которым очень удобно изображать Вятскую губернию отсталой провинцией царской России, с неграмотным лапотным населением и вместе с тем показать, какое невиданное развитие Кировская область получила при коммунистах. Также удобно этим козырять при вопросе о переименовании города: Вятка — была дыра, место ссылки, где ничего не было, а в Кирове появилось все!
Но ТАК ЛИ ЭТО БЫЛО? И, возможно, опровергнуть этот миф поможет «Энциклопедия земли Вятской. Том История».
Вятская губерния
- Аграрный регион. Начало 20 века стало самым урожайным временем в Вятской губернии. В 1900 году из губернии было вывезено хлеба более чем 700 тысяч пудов! Столыпинская аграрная реформа, развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации машин в деревне, внедрение в сельское хозяйство дали новый толчок развитию сельского хозяйства. Не случайно 1911-1917 гг. стали самыми урожайными в Вятской губернии. Урожайность здесь вместо прежних сам-2 и сам-3 стала достигать сам-4. Увеличились товарность сельскохозяйственной продукции и вывоз ее на экспорт. К концу 1917 года у вятских крестьян был избыток зерна в размере 9,5 млн. пудов! Таким образом, у Вятской губернии был большой потенциал обеспечивать хлебом не только себя, но и полстраны (в случае голода), вывозить хлеб на экспорт, а также обеспечивать хлебом действующую армию.
- Промышленность. В восточной части губернии, в Слободском, Глазовском и Сарапульском уездах, находились крупнейшие металлургические и металлообрабатывающие заводы – Ижевский, Воткинский, Омутнинский, Песковский, Кирсинский и Холуницкие. Ижевский завод кроме обработки стали очень хорошего качества также славился выделкой оружия. За 80 лет судостроения на Воткинском заводе было построено более 400 речных и морских судов. Также на нем изготовлялись паровозы, конструкции железнодорожных мостов.
Всего к 1913 году в Вятской губернии насчитывалось 804 крупных и средних промышленных предприятий, в основном небольших, с числом рабочих от двух до ста. Из них предприятий фабрично-заводской промышленности насчитывалось в 1900 году до 150, а к 1913 году выросло до 225.
Пять городов губернии к началу Первой мировой войны можно было бы уже назвать торгово-промышленными центрами. Таким образом уже имелись задатки для создания больших заводов и в других местах губернии (без партии большевиков). Примером этого был завод в селе Рожки Малмыжского уезда. Судя по архивным делам ЦГАКО такие попытки уже намечались на 1916-1917 годы …
Большую роль в экономике губернии играли также лесное хозяйство, деревообработка и различные промыслы. В конце 19 века в губернии насчитывалось свыше 160 тысяч кустарей, производивших продукции на 16 миллионов рублей в год. Кстати, в годы Первой Мировой войны много кустарей сотрудничало с Военно-Промышленным Комитетом, поставляя свою продукцию на фронт.
3. Торговля. Издревле вятчане торговали с Москвой, Архангельском, Пермью, Вологдой, Казанью, Нижним Новгородом и Астраханью. В первую очередь туда вывозилось на продажу продукция своего хозяйства и ремесла – хлеб, сало, лен, кожа, пушнина, мед, воск, лес, смола, кули, мочало, рогожи, но главным предметом вывоза являлся хлеб за границу через Архангельский порт. Непосредственно перед революцией лидировали по вывозу сельскохозяйственной продукции Елабужский, Сарапульский и Глазовский уезды. Например, в 1909 году из Елабужского уезда было вывезено сельскохозяйственной продукции 2 485 273 пуда, из Сарапульского – 1 788 000 пудов, из Глазовского – 1 266 822 пуда. В 1915 году из Глазовского уезда было вывезено продуктов свыше 2 миллионов пудов – ржи, ячменя, гречи, овса, мяса, холста, льна и т.п. Кроме сельскохозяйственной продукции, вятчане на вывоз поставляли и много предметов своего ремесла – вино, кожи, меха, железо, сталь, чугун, чугунное литье, дары леса (дерево, деготь, смола, мочало) и многое другое.
В начале 20 века в губернии насчитывалось свыше 600 ярмарок и торжков, из которых самая крупнейшая ярмарка была Алексеевская в Котельниче, проходившая с 1 по 23 марта, с оборотом свыше 2 миллионов рублей. Со второй половины 19 века в вятских городах и селах бурно развивалась лавочная и магазинная торговля, немало изменявшая их облик. Если в конце 19 века в губернии насчитывалось 16422 торговых заведения (из них 2321 в уездных центрах), то к 1915 году их число выросло до 21241 с общим оборотом на 124 миллиона рублей. Появились и целые Торговые дома, принадлежавшие именитым купеческим семьям.
Из всего этого можно сделать выводы, что в «глухой» Вятской губернии вовсю бурлила экономическая и деловая жизнь, развивалась внешняя и внутренняя торговля. Существовали и свои банки.
4. Транспорт. Пароходное сообщение было сосредоточено в руках нескольких крупных торговых контор – Булычева, Якимова, Стахеева и Небогатикова, которым принадлежали как грузовые, так и пассажирские пароходы, совершавшие рейсы до Казани и дальше по Волге, а также до Москвы, Нижнего Новгорода, Перми, Уфы и западного Приуралья. На 1913 год в Вятской губернии насчитывалось 95 товарных, пассажирских и буксирных судов. Наибольшее число судов принадлежало Вятско-Волжскому пароходству (совестное предприятие купцов Т.Ф.Булычева, Я.Ф.Тырышкина и наследников И.В.Александрова) – 42 парохода, 104 барки и баркаса; из них непосредственно Булычеву принадлежало примерно 19 пароходов. Торговый дом Стахеева из Елабуги обладал 16 пароходами, 65 баржами и танкерами. Также 15 пароходов принадлежало Воткинскому заводу. Торговые дома Якимова (Вятка) и Небогатикова (Нолинск) имели по 5-6 пароходов. Пароходовладельцы обустраивали пристани и затоны на Вятке и Каме; в начале 20 века в пределах губернии на Вятке было 30 затонов, а на Каме – 25.
Также в губернии насчитывалось 10 почтовых и 21 коммерческий тракт (хотя в распутицу они были не в лучшем состоянии).
В 1899 году проложена Пермь-Котласская, а в 1906 году Северная (до Питера) железные дороги. До 1917 года планировалось соединить железной дорогой и южную часть губернии, связать Вятку с Яранском, Уржумом и Казанью, а также со Слободским, но смута 1917 года и последовавшая затем разруха и Гражданская война прервали эти планы. Успели только соединить Вятские Поляны с Казанью.
В 1910-е годы в крупнейших городах губернии – Вятке и Сарапуле появились первые, частные автомобили и в этих же городах, как наиболее электрофицированных, решался вопрос о проведении трамвайных линий в обоих городах, но из-за большевисткой революции и гражданской войны он так и не был претворен в жизнь.
Таким образом от Российской губернии ВГ не была оторвана ни коим образом, имея пароходное и железнодорожное сообщение.
5. Связь. К началу Февральской революции 1917 года крупнейшие населенные пункты губернии были связаны с губернским центром телеграфом, а сама Вятка имела сообщение со столицей. В самой Вятке в 1917 году насчитывалось более 2 тысяч абонентов телефонной связи.
Поэтому и в этом плане Вятскую губернию нельзя было назвать глухой провинцией, куда бы новости доходили через месяц…
6. Культура. В начале 20 века впервые в вятскую глубинку проникает и культура, которую прежде можно было увидеть только в уездной Вятке – появляются библиотеки (частные и земские), театры (в основном любительские), частные кинотеатры, учреждаются «общества трезвости». Общества трезвости» в целях борьбы с пьянством развивали в свою очередь культуру в уездах – учреждали чайные, ставили спектакли, приглашали лекторов с показом «туманных картин». Накануне 1917 года библиотеки были в каждом уездном городе и в каждом крупном уездном селе. К 1917 году своим кинотеатром (а иногда и не одним) обзавелся почти каждый уездный город. До 1917 года в ВГ выходило больше десятка своих газет, в 1917 году их число удвоилось: свою газету начал выпускать каждый уезд и некоторые партии и учреждения. Поэтому культура пришла в вятскую деревню и без большевиков…
7. Образование. На 1890 год в Вятской губернии было 888 начальных училищ. В 1915 году число начальных народных училищ в губернии достигло 2660, количество учеников — 167452 . Вятская губерния занимала первое место по количеству школ в Казанском учебном округе. Кроме начального образования, существовала также система среднего образования — гимназии и реальные училища, а также были высшие учебные заведения — учительские семинарии, сельскохозяйственное училище, бактериологический институт, Учительский институт в Вятке. На 1912 и 1917 годы намечался проект по введению всеобщего начального образования, но постоянно откладывался и был позднее реализован большевиками.
8. Демография. За начало 20 века в ВГ произошел настоящий демографический взрыв. Если на 1910 год население губернии составляло 3747000, то к 1917 году оно подошло к 4 млн. Самыми густонаселенными уездами были Сарапульский (467000 человек), Яранский (459000 человек) и Глазовский (438000 человек). Кроме 12 городов в губернии на 1905 год было 26589 сел и деревень. Самыми большими городами были Вятка и Сарапул – с населением более 20 тысяч человек. К началу Первой Мировой войны их стал «догонять» Глазов, получивший большое развитие после прокладки через него Пермь-Котласской железной дороги; в 1913 году его население составляло 10 тысяч жителей. Из рабочих поселков самым большим являлся Ижевский завод, население которого уже в конце 19 века превышало 38 тысяч жителей, а к 1917 году достигло и 70000 – больше, чем в самой губернской Вятке. Кроме Ижевского завода, в губернии насчитывалось еще пять крупных заводских поселков с населением более трех тысяч человек.
Таким образом, за 13-15 лет предреволюционных лет Вятская губерния получила большое экономическое и культурное развитие. Это была уже не отсталая провинция Российской империи, как прежде, а быстро развивающийся регион, с большим демографическим и экономическим ростом, имеющий большие перспективы в будущем. К сожалению, Первая Мировая война, начавшаяся в 1914 году, тяжело отразилась на внутренней жизни Вятской губернии, в первую очередь на сельском хозяйстве, хотя ее сельскохозяйственный и промышленный подъем продолжались и дальше.
Читайте также:
История присоединения Вятской земли к единому Русскому государству