Этим летом сложно кого-либо удивить ухудшением погодных условий. Но иногда капризы погоды не просто портят настроение, а приносят с собой ещё и вполне ощутимые материальные потери.
Попытаемся разобраться, что делать, если в твой дом попала молния, убило градом урожай, жилище затопило или упавшее дерево повредило крышу.
Могут ли пострадавшие от стихии рассчитывать на помощь?
Да, могут. Действие природной стихии считается чрезвычайной ситуацией, а потому пострадавшие могут рассчитывать на возмещение ущерба здоровью и/или имуществу. Это их право закреплено статьёй № 18 ФЗ от 21 декабря 1994 года (№ 68 в редакции ФЗ № 91 от 19 мая 2010 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Кто именно может рассчитывать на получение помощи?
Помощь выдадут только тем гражданам, которые постоянно проживают в пострадавшем населённом пункте и признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации.
Какая помощь положена пострадавшим?
Пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций имеют право на следующие выплаты:
единовременная материальная помощь — 10 тыс. руб. на человека;
единовременная помощь за частично утраченное имущество — 50 тыс. на человека, за полностью утраченное — 100 тыс. руб.;
единовременное пособие членам семей погибших в результате ЧС — 1 миллион рублей. Семьям погибших также выплачивается пособие на погребение;
единовременное пособие гражданам, получившим в результате ЧС вред здоровью: 200 тыс. руб. в случае лёгкого вреда и 400 тыс. руб. за вред средней тяжести или тяжкий.
Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий устанавливаются постановлением правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», а также законодательством субъектов Российской Федерации.
Это всё, на что могут рассчитывать пострадавшие?
Нет, можно получить ещё государственный жилищный сертификат, выдача которого гарантируется постановлением правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561. Следует учесть, что сертификат выдается только тем гражданам (и членам их семей), для которых утраченное жильё было единственным, а они на момент ЧС проживали в утраченном жилье и были там зарегистрированы.
Стоимость сертификата рассчитывается исходя из социальной нормы жилой площади и среднерыночной стоимости одного квадратного метра жилья на территории субъекта Федерации, где выдаётся сертификат. Установленная социальная норма жилья на сегодняшний день: 33 квадратных метра для одного человека, 42 — для семьи из двух человек, а на семью из трёх и более человек — по 18 квадратных метров на каждого члена семьи, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Что нужно сделать для получения помощи?
Для получения помощи необходимо обратиться в местную администрацию или межведомственную комиссию, которая обычно создаётся в пострадавшем регионе для ликвидации последствий крупных стихийных бедствий, с заявлением о признании вас пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. Решение о включении в список принимается в течение десяти дней после проведения обследования жилья и имущества заявителя.
В случае отказа администрация должна в течение суток выдать письменный отказ с указанием причин.
А какие документы требуются для получения помощи?
Чтобы рассчитывать на материальную помощь, вам понадобятся следующие документы:
Заявление о получении соответствующей помощи. Образцы заявления можно найти в постановлении правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110;
документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи (паспорт, свидетельство о рождении или справка в случае утраты паспорта);
документы, подтверждающие факт постоянного проживания в населённом пункте, пострадавшем от ЧС (документ с отметкой о регистрации по месту жительства либо решение суда об установлении факта проживания).
В какие сроки необходимо их предоставить?
Действующим законодательством срок предоставления заявлений и обосновывающих документов для граждан не установлен. Однако для органов местного самоуправления установлен срок подачи документов на выделение бюджетных средств из федерального бюджета на ликвидацию последствий ЧС — один месяц. Чтобы избежать сложностей и быстрее получить помощь, рекомендуется подавать документы в течение месяца.