Новый закон о бесплатном упрощенном банкротстве физических лиц вступил в силу с 1 сентября текущего года. Новый закон поможет многим гражданам, находящимся в сложном финансовом положении, списать имеющуюся задолженность в размере от 50000 рублей до 500000 рублей. Но для этого необходимо соблюдение целого ряда условий …
Конечно, новый закон должен помочь многим людям избавиться от имеющихся долгов и улучшить свое финансовое положение, но это в теории. А вот на практике все может оказаться совсем иначе. Попробуем разобраться в некоторых важных моментах и практической стороне нового закона.
Важные моменты закона о банкротстве
Итак, согласно законодательству, общий долг человека для бесплатного списания по всем договорам займа, кредитам, договорам поручительства должен составлять сумму не меньше 50 тыс. рублей, и не больше 500 тыс. рублей.
Важным моментом здесь является и то, что при подсчете общей суммы задолженности специалисты будут учитывать только общие суммы долга, без насчитанных процентов, штрафных санкций и пени за неисполнение долговых обязательств.
Также, на момент подачи заявления о признании себя банкротом, человек должен иметь при себе документы о закрытии исполнительных производств по долговым взысканиям по причине отсутствия у должника какого-либо имущества, которое приставы могли бы взыскать в счет гашения долга. И новое исполнительное производство в момент подачи документов на проведение упрощенной процедуры банкротства не должно быть открыто.
И это, пожалуй, все основные требования для проведения упрощенного банкротства. Добавить можно только наличие очень низкого уровня дохода.
Вроде бы, ничего сложного нет. Никаких особенных требований к должникам тоже нет. Под указанные требование попадают очень многие россияне, так как из-за пандемии доходы большинства граждан снизились. И все должно быть хорошо. Ведь в теории – все просто. Нужно подать заявление на признание себя банкротом, приложив пакет определенных документов, и просто ждать. Главное, чтобы в течение процедуры банкротства финансовое положение должника оставалось неизменным.
Но что же будет на практике?
По словам некоторых экспертов, во время второго чтения этого законопроекта первоначальная идея была изменена практически полностью. В первую очередь должникам было разрешено банкротиться полностью бесплатно, не прибегая к помощи арбитражных управляющих и нотариусов, обратившись лишь в ближайшее отделение МФЦ. Это очень удобно, делает саму процедуру банкротства значительно проще, и снимает с должников дополнительные затраты.
Однако, получается, что процедура упрощенного банкротства будет практически полностью зависеть от судебных приставов, так как именно от их решения зависит то, сможет ли должник подать документы на банкротство. Исполнительный лист на взыскание долгов, выдается судом, однако решение о его закрытии, как и о не закрытии, принимают именно приставы. А практика показывает то, что исполнительные производства в службе судебных приставов могут находиться открытыми в течение многих лет.
И вот именно этот момент и вызывает огромное количество сомнений в том, а будет ли полностью доступным этот вариант банкротства для самых обычных граждан? Так же остается открытым вопрос о том, смогут ли подать заявление на проведение внесудебной процедуры банкротства граждане, кредиторы которых не обращались в суд с целью взыскания задолженности, и в отношении которых никакого исполнительно производства никогда не было. Этот момент почему-то не проработан.
Что же касается исполнительных листов, приставы могут не закрывать их в течение многих лет, взыскивая по ним с должников копеечные суммы. А в этом случае должник просто не сможет подать документы на банкротство и избавиться от долгов.
Также проблемы могут возникнуть и в том случае, если исполнительных листов по взысканию долгов несколько, и каждый из документов находится у разных приставов. Если кто-то из приставов не захочет закрыть производство по причине отсутствия имущества для взыскания у должника, гражданин также не сможет подать документы на проведение процедуры банкротства.
В результате, самые бедные граждане страны, для которых и разрабатывался новый закон, просто окажутся «за бортом» всей этой системы. Получается, что те, кому эта помощь нужна больше всего, просто не смогут ее получить.
А что Вы думаете по этому поводу?