Сообщая о разделении ремесленников на цехи, вятский историк Вештомов пишет: «Слобожане, имевшие издревле тесное торговое сношение с Устюгом, первые стали отличаться на Вятке художественными промышленностями и торговлею, кузнечным мастерством, мыловарением и кожевенным,
также скорняжными ремеслами и вязанью шерстяною, в те времена почти они одни занимались на предмет торговли, а ныне (нач. XIX в.) превосходят в том всех жителей Вятской губернии. Как прежде, так и ныне отправление кож бывает к Архангельску, мехи и вязанье более в Сибирь и Пермь, железо в деле и мыло распродаются по другим Вятским городам».
Вештомов говорит об обили у Вятчан серебряных денег
и объясняет это тем, что они, торгуя с Новгородом до построения Архангельского порта при посредничестве Вологды, Галича, Устюга и Костромы, сдавали туда товары свои на наличные деньги, «ибо Вятчане не только тогда, но и после, по простому образу жизни, чужеземных товаров, чрез Новгородскую торговлю… вовсе к себе не ввозили и потому мнового торга не производили, а продавали все на наличные деньги«.
«Затем де открытие Архангельского порта обратило наезды на Вятку иногородних гостей для закупки напр. пеньки, коей главная складка была в Вологде, кож, сала, хлеба и проч., равно сношения самих Хлыновцев и Слобожан с Архангельском», — всё это доставляло Вятчанам, иностранных товаров не покупавших, наличные деньги.
«Умножению сих денег на Вятке способствовали еще откупы питейных, мытных неопределенных сборов, неопределительная продажа и цена вина, подряды его в казну. С тех то еще времен взято в пословицу: Вятка—золотое дно».
Читайте также: Мифы Вятки. Часть 5: Мёртвая тишина в библиотеке