18 марта 1662 года в Париже появился первый общественный транспорт. Это была 8-местная карета, претенциозно названная «омнибус», что означало — «для всех» …
Омнибус
— это многоместный конный экипаж с платными местами для пассажиров, совершавший регулярные маршруты в городах до появления автобусов. Широкое распространение омнибусы получили с 30-х годов XIX в. сначала во Франции и Англии, а затем и в других странах Европы. В «Старом свете» с развитием других видов транспорта использование омнибусов полностью прекратилось в начале XX в.
Однако, в отличие от европейских стран в России начала XX в. омнибусы были чрезвычайно распространенным видом транспорта. В Вятке первые омнибусы появились лишь в 1909 г. Предпринимательница Анелия Пекарская организовала движение омнибусов по губернскому центру от железнодорожного вокзала «Вятка I» до гостиницы Миронова (напротив современного Театра на Спасской). Достаточно динамичная деятельность Пекарской и ее омнибусов сподвигла Вятскую городскую думу рассмотреть вопрос о «правильном движении» этих транспортных средств на улицах города.
31 июля 1909 г. дума утвердила правила движения омнибусов по городу. По ним, движение омнибусов начиналось с 7 часов утра и кончалось в 7 вечера, между конечными пунктами соорудили 3 остановки. В этих местах поставили специальные вывески. Плата за проезд была следующей: для взрослых — 5 копеек за одну остановку, для учащихся и детей — 2 копейки, дети до 4-х лет ездили бесплатно. Всего омнибус вмещал в себя 8 человек.
В омнибусах запрещалось курение и в них не допускались лица с признаками алкогольного опьянения и больные. Для лучшего извещения публики о проходе омнибусов они были снабжены специальными колокольчиками. На конечных пунктах стоянка омнибуса определялась в полчаса. Маршрут движения омнибусов был таким: от железнодорожного вокзала по ул. Владимирской (ныне — К. Маркса) до здания земской губернской управы (ныне — библиотека им. Грина), далее шел поворот на ул. Спасскую, и оканчивалось движение у гостиницы Миронова на пересечении улиц Спасской и Николаевской (ныне — Ленина).
Сначала вятчане воспринимали омнибусы как некое развлечение или забаву. Газета «Вятская речь» в 1909 г. писала: «Публика спешит воспользоваться новым способом передвижения в виде прогулки на вокзал». Однако тут надо заметить, что наряду с развлекательными целями омнибусы сразу же начали приносить и практическую пользу, так как время их отхода и прихода на вокзал было согласовано с прибытием и отправлением практически всех поездов.
Постепенно омнибусы расширяли географию своего передвижения, в начале XX в. они ездили из Вятки в Слободской, удавалось за день сделать два рейса, плата за проезд составляла 1 руб. с человека.
Зимой же омнибусы тоже ездили по городу, можно было даже заказать специальный экипаж с «меховыми одеялами». Омнибусы долго служили вятчанам и только в конце 20-х годов XX в. начали исчезать с улиц города, уступив автобусам.
Источник: пешком по Вятке
Читайте также: Первый пассажирский поезд на Вятке