Наверное, многие задаются вопросом, а должен ли работник отвечать на звонки или сообщения работодателя вне рабочего времени?! Сегодня попробуем разобраться и ответить на этот вопрос…
Знакомая ситуация, что не смотря на то, что рабочий день закончен, многие работодатели продолжают названивать? И выходные дни – не исключение для таких звонков. Особенно настойчивыми со своими звонками работодатели бывают в отчётный период (ежеквартальный и полугодовые отчёты).
Время взаимодействия работодателя со своим работником (сотрудником) ограничено рабочим временем (ст. 106 Трудового кодекса РФ). Это время строго оговорено трудовым договором, который работник подписывает при оформлении на работу. Время за пределами трудового дня, равно, как и время обеда, выходных и отпуска – считается временем отдыха. То есть, это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению!
В соответствии со статьей 107 Трудового кодекса РФ к видам времени отдыха относят:
- перерывы в течение рабочего дня (смены);
- ежедневный (междусменный) отдых;
- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
- нерабочие праздничные дни;
- отпуска.
Что делать, если работодатель беспокоит вне рабочего времени
Эксперты Роструда в своих разъяснениях указали, что сотрудник имеет право НЕ отвечать на вызовы своего работодателя во время обеденного перерыва, больничного или отпуска.
То есть, в своё свободное время можете и вовсе не брать трубку. За это вас никто не накажет (рублём и дисциплинаркой имеется ввиду). В противном случае общение работника со своим работодателем за пределами рабочего времени можно воспринимать, как сверхурочная работа, которая оплачивается по отдельным расценкам. Если согласны на сверхурочную работу? – донесите эту информацию до работодателя.
Сверхурочная работа оплачивается за первые 2 часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
А если работник уже не работает и уволился?
Вот точно тогда прежний работодатель не имеет никакого отношения к Вам!
Однако, стоит помнить, что в некоторых ситуациях, например, при возникновении чрезвычайных обстоятельств, сотруднику может потребоваться ответить на звонок своего работодателя даже в свободное время. В любом случае, каждый сотрудник должен знать свои права и уметь их отстаивать.
Читайте также: Что делать, если работодатель Вас обманывает: Куда можно обратиться за помощью